«Обучение плаванию» (Аквааэробика). Д/о "Улыбка" № 25

Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.)

В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная осанка.

В то же время активное движение ног в воде в положении без опоры укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопие, улучшается кожное дыхание. К тому же волны оказывают своеобразное массирующее действие на тело, благодаря которому активизируется кровообращение в сосудах кожи, грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, повышается иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Систематические занятия плаванием позволяют развивать у детей смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность. Они снимают чрезмерную возбудимость и раздражительность, укрепляют нервную систему ребёнка, воспитывают уверенность в себе.

преподаватели

Реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Обучение плаванию» (Аквааэробика) осуществляет преподаватель физической культуры, тренер по плаванию Безрученко Наталья Александровна .

Содержание программы

Раздел 1.  Знания о плавании

Теория:

Повторение техники безопасности поведения в бассейне и на воде. Мониторинг обследования умений и навыков детей плаванию.

Практика:

Игры и упражнения, направленные на изучение правил поведения в бассейне, техники безопасности на воде: «Карусели», «Дровосек в воде», «Пузырь». Упражняться в передвижении в воде. Ознакомиться со (повторить) скольжением на груди, на спине с помощью подвижной опоры.

Формы аттестации/контроля:

Педагогическая диагностика  в конце пройденного раздела.

Раздел 2.  Способы плавательной деятельности

Теория:

Техника безопасности поведения в бассейне и на воде. Показ способов плавания. Проверка плавательной подготовленности. Выполнение упражнений, развивающих быстроту, координацию, выносливость. Комплексы    ОРУ   для    развития    основных физических     качеств     и     подготовительные имитационные упражнения для закрепления и совершенствования способов плавания. Формирование у детей представления о конкретном рисунке и составление рисунков на воде. Закрепление навыков расположения на воде.

Практика:              

Игры и упражнения, способствующие проверке готовности детей к плаванию в бассейне: «Повтори движение», «Отгадай и покажи», «Оценка».

Игры и упражнения, направленные на развитие координации, скорости и выносливости: «Вперёд», «Попрыгун», «Поезда», «Торопыги».

Игры и упражнения направленные на закрепление навыков расположения на воде:

 «Дельфин», «Бабочка», «Зигзаг», «Пузыри», «Помощник», «Качели».

Формы аттестации/контроля:

Педагогическая диагностика  в конце пройденного раздела.

Раздел 3.  Физическое    совершенствование

Теория:

Техника безопасности поведения в бассейне и на воде. Общеразвивающие упражнения и имитационные плавательные упражнения. Выдохи в воду. Отработка    дыхания     при     всех    способах плавания. Движения руками при всех способах плавания: в движении шагом. Движения руками при всех способах плавания: в скольжении. Движения ногами при всех способах плавания. Плавание облегчённым способом. Плавание по «элементам». Комплексное плавание. Эстафетное плавание. Свободное плавание. Повороты у бортика всеми способами. Игры на воде. Контрольные занятия.

Практика:

Общеразвивающие упражнения и имитационные плавательные упражнения: «Я плыву», «Водокачка», «Лягушки».

Игры, с танцевальными элементами композиции «Вальс снежинок», обучающие детей плавному выполнению перестроению из колонны в круг.

Игры и упражнения, побуждающие детей к самостоятельному составлению рисунков из различных пособий: «Стрела», «Змейка», «Ручеёк», «Самолёт», «Медуза», «Хоровод».

Дыхательные упражнения и игры: «Поплавок», «Мосты», «Мельница», «Невод», «Водолаз». Отработка    дыхания     при     всех    способах плавания: «Водолазы», «Качели», «Воздушный шар», «Кто дольше».  Игры, с танцевальными элементами композиции «Капельки», обучающие детей длительному задержанию дыхания.

Игры и упражнения, обучающие движению руками при всех способах плавания: «Вверх-вниз», «Вперёд-назад», «Поплыли», «Акула», «Помощник», «Лягушка», «Рыбка», «Вперёд».

Игры и упражнения, обучающие движению ногами при всех способах плавания: «Брызги», «Колотушка», «Пружина», «Облако», «Пушинки».

Игры и упражнения, направленные на изучение комплексного плавания: «Летающие кольца», «Щука», «Ловец», «Звёздочка», «Стрела», «Поменяй», «Запомни».

Игры и упражнения направленные на изучение эстафетного плавания: «Трамплин», «Дельфины», «Гонка на плавательных досках», «За мячом в воду», «Мяч за черту».

Игры на воде: «Морской бой», «Тюлени», «Мы весёлые ребята», «Акробаты», «Солнышко лучистое», «Море волнуется», «Попади в цель».

Цели программы

Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, способствовать самовыражению детей в движении в воде под музыку, совершенствовать плавательные навыки и умение действовать слаженно, развивать двигательное воображение, стремление проявлять свои творческие способности.

Результат программы

Предметные результаты:

В результате обучения, обучающиеся должны знать:

- правила  поведения  в  бассейне и на воде;

- правила  соблюдения  техники безопасности;

- правила ухода за собой и своим телом;

- правила оказание первой помощи при проблемах на воде;

- основные способы плавания;

- краткие сведения о строении и функциях организма;

- влияние плавания на организм занимающихся;

- о назначении оборудования и инвентаря.

В результате обучения, обучающиеся должны уметь:

- держаться на поверхности воды: всплывать, лежать, скользить;

- выполнять движения ногами, как при плавании способом «кроль» на груди и спине с подвижной опорой (плавательная доска);

- проплывать тоннель, мост;

- выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой;

- выполнять серии выдохов в воду;

- погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде;

- скользить на спине;

- продвигаться с плавательной доской с работой ног, на груди;

- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития в стилях плавания.

Особые условия проведения

Дети в возрасте от 5 лет, без ограничений.

Материально-техническая база

Занятия кружка проводятся в бассейне. В бассейне имеется всё необходимое оборудование: доска для плавания – 12 шт., шест не тонущий – 12 шт., дуга (пластмасс) для воды – 12 шт., надувные игрушки – 12 шт., круг надувной – 12 шт., мяч пляжный – 12 шт., мячи резиновые разного размера – 12 шт., обручи – 12 шт., надувные нарукавники – 12 шт., секундомер – 1 шт., свисток – 1 шт. Набор надувных игрушек; набор тонущих игрушек; набор игрушек с изменяющейся плавучестью для обучения плаванию и для игр в воде; цветной флажок и поплавок, различные шапочки для плавания с изображением животных, султанчики.