Кружок «Любознайки»

Пояснительная записка.

 

     Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого). Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т. д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

преподаватели

Арутюнова Анна Александровна - воспитатель

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе.

1.      Изучение и подбор материала по планированию познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе.

2.      Диагностика педагогического процесса по программе кружка «Любознайки» в начале года, вывод.

3.      Ознакомление родителей воспитанников (законных представителей) с условиями работы кружка «Любознайки».

 

 
 
 

 

   СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ

  «Бесформенная вода»

История воды и воздуха

Цели: формировать умения выявлять свойства воды (не имеет формы, принимает форму сосуда, в котором находится); развивать интерес к практическим действиям.

2.      «Поднимаем уровень воды» История воды и воздуха.

Цели: закрепить знания о свойствах воды; познакомить с явлением изменения уровня воды при погружении в неё предметов, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

3.       «Как определить температуру воздуха?» История воды и воздуха.

Цели: познакомить с прибором для определения температуры воздуха (термометром); закрепить знания о свойствах воздуха; совершенствовать умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

4.      «Осеннее увядание» Тайны живой природы (мир растений и животных)

Цели: формировать представление о зависимости роста растений от температуры и количества влаги; учить совместным со взрослым практическим познавательным действиям экспериментального характера.

 
 НОЯБРЬ     

«Вода, быстрее наливайся» История воды и воздуха.

Цели: расширять представления о свойствах воды; вовлекать в совместные со взрослыми практические, познавательные действия познавательного характера.

2.      «Очищающий» песок. Что на поверхности (свойства песка, почвы, глины)

Цели: познакомить со свойством песка как природного фильтра; закреплять умения исследовать явления окружающей действительности с помощью практических, познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

3.      «Полиэтиленовый мир». Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: познакомить со свойствами полиэтилена, его назначением; закреплять умение исследовать окружающий действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

4.      «Раз польём, два польём» Тайны живой природы (мир растений и животных)

Цели: продолжать знакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о влаги в почве; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

 

   ДЕКАБРЬ
1.      «И вода, и снег, и лёд» История воды и воздуха.

Цели: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (снег, лёд); продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий.

2.      «Исчезающее отражение» Свет и тень

Цели: учить детей со свойствами отражающей способности света; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

3.      «Большой – значит тяжёлый?» Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: формировать у детей понятие о взаимосвязи величины предмета и его веса; обобщить полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать познавательный интерес.

4.      «Солнечная вселенная» Космические путешествия

Цели: сформировать у детей начальные знания о Солнечной системы; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

 

ЯНВАРЬ

     «С воздухом играем в прятки» История воды и воздуха.

Цели: закрепить знания детей о свойствах воздуха, умение выявлять его наличие; продолжать учить детей делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

2.      «История свечи» Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: познакомить детей с историей свечи; опытным путём выявить, что для горения необходим воздух (кислород); обобщить полученные знания; развивать любознательность.

3.      «Друзья древесины» Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

 Цели: продолжать знакомить детей с древесиной и её свойствами как материалом; учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям.

4.      «Растим лук» Тайны живой природы (мир растений и животных)

Цели: формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

ФЕВРАЛЬ

      «Задание для воронки». История воды и воздуха.

Цели: продолжать знакомить детей с взаимосвязью воды и воздуха; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследований.

2.      «Солёные» опыты. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: познакомить детей со свойствами соли; продолжать учить выявлять свойства и качества веществ; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

3.      «Тающий лёд» История воды и воздуха.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состояний вод; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.

4.      «Для чего растениям воздух?» Тайны живой природы (мир растений и

животных) Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; рассказывать о зависимости количества испаряемой    

 влаги от величины листьев; развивать познавательный интерес

МАРТ
      «Преодолеваем сопротивление воздуха» История воды и воздуха.

Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха, познакомить с понятием «сопротивление воздуха», учить формулировать делать выводы в ходе совершения практических умений.

2.      «Мел» Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: познакомить детей со свойствами мела, его назначением; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес.

3.      «Вспотевший цветок» Тайны живой природы (мир растений и животных)

Цели: познакомить детей с особенностями роста и развития растений; продолжать учить формулировке выводов на основании результатов эксперимента; развивать интерес к практическим действиям.

4.      «Выше к звёздам» Космические путешествия

Цели: сформировать у детей начальные знания и понятия о строении Солнечной системы; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.
 

 

 

 

 

 

АПРЕЛЬ

      «Насос» История воды и воздуха.

Цели: закреплять знания о свойствах воздуха; продолжать учить формулировке выводов в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.

2.      «Песочные часы» Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: познакомить детей с песочными часами, учить обобщать полученные знания; продолжать развивать интерес к объектам исследования, любознательность.

3.      «Зелёный» хлебушек». Микроорганизмы.

Цели: познакомить детей с образованием плесени и условиями её появления; обучать обобщённым способам исследования различных объектов; продолжать развивать интерес к исследованиям, любознательность.

4.      «Как растут деревья» Тайны живой природы (мир растений и животных)

Цели: формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития деревьев; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность.
 

МАЙ
      «Летающий воздух» История воды и воздуха.

Цели: продолжать обучать проведению анализа на основе знаний о свойствах воздуха, закреплять умения исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

2.      «Говорящие предметы» Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Цели: продолжать обучать выявлению свойств и качеств материалов; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.

3.      «Листья на веточке» Тайны живой природы (мир растений и животных)

Цели: продолжать знакомить детей с особенностями роста и развития растений; продолжать учить формулировке выводов на основании результатов эксперимента; развивать интерес к практическим действиям.

4.      «О, Солнце!» Космические путешествия

Цели: формировать представление детей о значении Солнца для нашей планеты; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования.

5.      Диагностика педагогического процесса по программе кружка «Любознайки» в конце года, вывод.

Цели программы

Цель программы:

Развитие поисково-познавательной деятельности детей 5-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу с учётом ФГОС ДО.

Результат программы

Планируемые результаты:

 

1.     Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2.     Ребёнок с удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия.

3.     Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.

4.     Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

5.      Сформированность основ диалектического мышления.

6.     Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой дошкольного образования «Добро пожаловать в экологию» с учетом ФГОС.

7.     Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

8.     Сформированность коммуникативных навыков.

 

Особые условия проведения

Принимаются дети-воспитанники МДОУ детский сад комбинированного вида №8 г.Фрязино М.О