Программа «От звука к букве» предназначена для занятий с детьми 3-5 лет.
Основной задачей программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе в дальнейшем развитие интереса и способностей к чтению. Эта программа является парциальной и решает одну из задач речевого развития ребёнка – подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая становиться предметом изучения уже детей 3-х лет.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность.
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в дальнейшем
Используемый на занятиях дидактический материал очень понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка.
В программе предусмотрена работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) – различные весёлые упражнения в стихотворной форме, с целью подготовки руки ребёнка к письму. К середине учебного года вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова в старшей группе на этапе обучения звуко -буквенному анализу.
Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко представлены в программе.
Весёлые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребёнка-дошкольника, развивают его образное мышление.
Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастному развитию детей 4-5 лет.
Кроме этого,
1.Дети активно знакомятся с органами артикуляции. Присутствие на каждом занятии героя всех артикуляционных гимнастика-язычка Говоруши делает учебный процесс наиболее забавным и легкоусвояемым; каждое занятие проходит в игровой форме;
2.Физкультминутки, используемые на каждом занятии, помогают развитию ритма, координации речи в соответствии с движением, выразительности речи;
3.Яркие графические схемы, которые используются для развития связной речи и овладению навыка пересказа, помогают легко научиться описывать сюжетную картину и способствуют развитию монологической речи.