" От звука к букве"

    Программа «От звука к букве» предназначена для занятий с детьми 3-5 лет.

Основной задачей программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе  в дальнейшем развитие интереса и способностей к чтению. Эта программа является парциальной и решает одну из задач речевого развития ребёнка – подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая становиться предметом изучения уже детей 3-х лет.

Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность.

Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в дальнейшем

Используемый на занятиях дидактический материал  очень понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка.

В программе предусмотрена работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) – различные весёлые упражнения в стихотворной форме, с целью подготовки руки ребёнка к письму. К середине учебного года вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова в старшей группе на этапе обучения звуко -буквенному анализу.

Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.

Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко представлены в программе.

Весёлые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на  ребёнка-дошкольника, развивают его образное мышление.

Методы и приёмы, используемые в работе, соответствуют возрастному развитию детей 4-5 лет.

Кроме этого,

1.Дети активно знакомятся с органами артикуляции. Присутствие на каждом занятии героя всех артикуляционных гимнастика-язычка Говоруши делает учебный процесс наиболее забавным и легкоусвояемым; каждое занятие проходит в игровой форме;

2.Физкультминутки, используемые на каждом занятии, помогают развитию ритма, координации речи в соответствии с движением, выразительности речи;

3.Яркие графические схемы, которые используются для  развития связной речи  и овладению навыка пересказа, помогают легко научиться  описывать сюжетную картину и способствуют развитию монологической речи.

преподаватели

Орешкина Надежда Валерьевна - учитель- логопед,высшая квалификационная категория.

Содержание программы

                                                   Содержание программы:

                                                           Октябрь-январь

     Развитие звуковой культуры речи включает следующие задачи:

1.Формирование умения правильно произносить звуки и слова; с этой целью необходимо развивать у ребёнка речевой слух, речевое дыхание , артикуляционный аппарат.

2.Формирование выразительности речи – умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

3.Выработка дикции – отчётливое, внятное произношение каждого звука изолированно, в словах, а также во фразовой речи.

4.Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму.

5.Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

6.Развитие артикуляционной моторики.

                                                      ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ

Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой. Установлено, что дети в возрасте 4-5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

1.Ознакомление с миром слов (слова звучат по –разному и похоже, бывают длинные и короткие).

2.Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.

3.Умение различать звуки на слух, твёрдые и мягкие согласные.

4.Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

5.Развитие мелкой моторики и графических навыков.

6.Ознакомление с простейшим моделированием.

7.Развитие артикуляционной моторики.

                                    Программа на сентябрь – декабрь

32 занятия с режимом проведения 2 занятия в неделю, длительность каждого занятия 20-25 минут.

1.Развитие звуковой культуры речи.

-Учить правильно и чётко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи.

-Учить правильно и чётко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц», «З» изолированно, в словах и во фразовой речи.

-Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

-Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

-Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.

-Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.

-Знакомить с терминами «Звук», «Слово».

2.Развитие графических навыков(с целью подготовки руки к письму)

-Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

-Рисовать округлые линии.

-Закрашивать контуры предметов.

3.Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

4.Развитие артикуляционной моторик.

                                      Программа на январь-май

32 занятия с режимом проведения 2 занятия в неделю, длительность каждого занятия 20-25 минут.

1.Развитие фонематического слуха.

-Продолжать с терминами «Слово», «Звук».

-Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.

-Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.

-Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

-Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).

-Формировать умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

-Определять и изолированно произносить первый звук в слове.

-Называть слова с заданным звуком.

-Учить способам интонационного выделения звука в слове.

-Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса. Речевое дыхание.

-Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.

2.Развитие графических навыков.

-Продолжать учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

-Рисовать округлые линии.

-Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии.

-Заштриховывать различные предметы.

3.Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

4. Развитие артикуляционной моторики.

 

Результат программы

              

  К концу учебного года ребёнок может:

-понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже;

-уметь делить слова на слоги;

-работать со слоговой моделью слова;

-различать и называть изолированно твёрдые и мягкие  согласные;

-определять и изолированно произносить первый звук в слове;

-называть слова с заданным звуком;

-рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии;

-заштриховывать различные предметы;

-произвольно управлять пальцами и кистями рук;

 

-выполнять простые артикуляционные упражнения : «Улыбочка», «Заборчик»,  «Горка», «Лошадка», «Часики», «Вкусное варенье», «Бублик».

-самостоятельно, с помощью графических схем составлять описательный рассказ по картине;

- знать наизусть  и выполнять несколько подвижных игр способствующих выработке правильной координации речи в соответствии с движением «Кит», «Весёлые обезьянки», «Мышка и мыло», «Хомка-хомячок», «Тигр»,  «Компот» и др..

 

      

Особые условия проведения

Принимаются дети-воспитанники МДОУ детский сад комбинированного вида №8 г.Фрязино М.О