Изостудия "Радуга талантов"

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга талантов» разработана на основе дополнительной, образовательной программы «Развитие композиционного мышления в области изобразительного искусства».

Детство - удивительный мир образов. Дети, способные изобретать, фантазировать, мыслить, могут считаться художниками, независимо от того, кем они станут во взрослой жизни. В рисунках глубоко и полно раскрывается душа ребенка. Детские работы эмоциональны и настолько образны, что не перестаешь удивляться, восхищаться и порой многому учиться у маленьких мастеров.

Воспитание нравственного отношения к миру и к себе через образное, чувственное восприятие дает возможность донести до воспитанника красоту поступков, чувства в процессе их эстетического развития.

преподаватели

Танакова Юлия Вячеславовна

Расписание

Стартовый уровень

1 год обучения    – 108 часов – 1 раза в неделю по 3 часа,

                                 72 часа  – 1 раз в неделю по 2 часа.

Базовый уровень

2 и 3 год обучения  - групповые занятия – 108 часов – 1 раза в неделю по 3 часа,

                                                                           72 часа  – 1 раз в неделю по 2 часа;

                                  - индивидуальные занятия  – от 2 до 6 часов в неделю.

 

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Тема 1. Знакомство с детьми. Определение уровня подготовленности.

Теория: Правила поведения на занятиях. Выбор детского актива.

Практика: Рисование на свободную тему.

2. Основы художественного изображения.

Основы живописи.

Тема: 2.1. «Краски играют в пятнашки»

Теория: Знакомство с гуашевыми красками. Цвет.

Практика: Упражнение на заполнение плоскости листа цветными пятнами.

Тема: 2.1. «Многоцветье красок лета»

Теория: Семь цветов радуги. Цветовой круг.

Практика: Изображение лета всеми цветами радуги.

Тема: 2.1. «Три основных цвета»

Теория: Основные и дополнительные цвета.

Практика: Упражнение на смешение цветов.

Тема: 2.1. «Палитра теплых цветов»

Теория: Эффект теплых цветов. Их эмоциональная характеристика.

Практика: Составление палитры теплых цветов.

Тема: 2.1.  «Палитра холодных цветов»

Теория: Эффект холодных цветов. Их эмоциональная характеристика.

Практика: Составление палитры холодных цветов.

Тема: 2.1. «Волшебная белая»

Теория: Знакомство с палитрой нежных цветов.

Практика: Упражнение на смешение белой краски с другими цветами.

Тема: 2.1.  «Волшебная черная»

Теория: Знакомство с палитрой таинственных цветов.

Практика: Упражнение на смешение черной краски с другими цветами.

Тема: 2.1.  «Волшебные серые»

Теория: Градация цвета (светлее - темнее).

Практика: Придумывание истории и изображение при помощи 2-х цветов.

Тема: 2.1. «Цветные серые»

Теория: Знакомство с тихими цветами.

Практика: Придумывание истории и изображение приглушенными, тихими цветами.

Тема: 2.1. «Контрастные цвета»

Теория: Выразительные возможности цвета.

Практика: Изображение картины с использованием контрастных цветов.

Основы графики

Тема: 2.2. «Пастель» (восковые мелки)

Теория: Выразительные возможности пастели.

Практика: Изображение осеннего леса.

Тема: 2.2. Тушь.

Теория: Выразительность разных линий, линия замкнутого контура.

Практика: Изображение белоснежной зимы: графически (палочка, кисть).

Тема: 2.2. «В сказочном лесу» фломастеры

Теория: Развитие умения видеть разнообразные линии, выделять линии в окружающей действительности.

Практика: Изображение волшебного леса.

Аппликация

Тема: 2.3. «Техники рваной бумаги»

Теория: Выразительные возможности цветной бумаги.

Практика: Выполнение аппликации в технике рваной бумаги: а) коврик, б) угадай животное.

Тема: 2.3. «Техника вырезания ножницами»

Теория: Ритм пятен, симметрия, асимметрия.

Практика: Вырезание ножницами деталей композиции «Ваза с цветами» (натюрморт).

Коллаж

Тема: 2.4. «Пейзаж»

Теория: Композиция декоративного пейзажа. Абстрактный силуэт и технический прием. Силуэт природных форм, растений и животных.

Практика: Выполнение пейзажа, используя разные материалы.

Тема: 2.4. «Натюрморт»

Теория: Композиция декоративного натюрморта. Условное размещение предметов на плоскости, плоскостная трактовка предметов.

Практика: Выполнение натюрморта, используя разные предметы.

Тема: 2.4. «Портрет»

Теория: Композиция декоративного портрета. Плоскостная, абстрактная трактовка изображения. Передача характера образа.

Практика: Выполнение портрета разными материалами.

Лепка (пластилин, глина)

Тема: 2.5. «Зоопарк»

Теория: Объем, форма, пропорция, движение. Разные способы лепки (вытягивание из целого куска, промазывание отдельно вылепленных частей к основной форме).

Практика: Лепка разных животных.

Тема: 2.5.  «Посуда»

Теория: Знакомство  с произведениями народных мастеров (гончаров, игрушечников), наблюдение и передача выразительных особенностей формы и размера предмета.

Практика: Лепка посуды (чайник, чашку и т.п.) на основе баночки.  Украшение орнаментом (гуашь).

Бумажная пластика

Тема: 2.6. «Конструирование из бумаги»

Теория:  Моделирование (сгибание, складывание, вырезание, гофрирование).

Практика:  Вырезание деревьев, кустов, цветов, ажурной ограды.

Тема: 2.6. «Снежинки»

Теория: Способ сгибания. Линия симметрии, узорчатость.

Практика: Вырезание ажурных снежинок.

3 Основы тематической композиции

Рисунок с натуры

Тема: 3.1 . «Моя любимая игрушка»

Теория:  Передача в рисунках пропорций, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых предметов.

Практика: Изображение  любимой игрушки.

Тема: 3.1.  «Букет из осенних листьев»

Теория:  Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвет в цвет» или  «вливания цвет в цвет».

Практика: Изображение осеннего букета.

Тема: 3.1.  «Букет с цветами»

Теория: Композиция, пропорция.

Практика: Изображение цветов в вазочке.

Тема: 3.1.  «Натюрморт»

Теория: Светотональность. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка.

Практика:  Натюрморт с натуры.

Тема: 3.1.  «Портрет»

Теория: Пропорции лица человека.

Практика: Изображение человека: себя, учителя, друга.

Тема: 3.1.  «Пейзаж»

Теория: Пространственность, 1-й и 2-й планы.

Практика: Рисунок пейзажа на пленере.

Тема: 3.1.  «Птицы»

Теория: Размер, форма, пропорции.

Практика: Изображение птицы с натуры (голубь, ворона).

Тематический рисунок

Тема: 3.2. «Я и моя семья»

Теория: 1-й и 2-й план в композиции, элемент загораживания

Практика: Изобразить себя и родных

Тема: 3.2.  «Цирковое представление»

Теория: Способ рисования людей в движении.

Практика: Части тела. Пропорции фигуры человека

Тема: 3.2. « В гостях у кляксы» (тушь)

Теория:  Превращение пятна в изображение конкретного предмета.

Практика: Дорисовать линиями и пятнами кляксу и превратить в осмысленное изображение

Тема: 3.2.  «Волшебные сны» (фломастеры, тушь)

Теория: Организация листа линиями замкнутого контура. Приемы работы над композицией графическими материалами.

Практика:  Выполнить 4-е этапа работы над декоративной композицией. Придумать название.

Тема: 3.2.  «Узоры на морозном окне»

Теория: Приемы работы над композицией живописными материалами.

Практика: Нарисовать сказочную птицу, придумать узор на птице. Нарисовать кистью узоры (линейный рисунок), заполняя полностью пространства листа. Мотив орнамента: елочки, снежинки, деревья, сугробы  и т.п.

4. Декоративная композиция

Орнамент

Тема: 4.1. «Городецкая роспись»

Теория: Знакомство с промыслом, особенности и последовательность выполнения городецкой росписи.

Практика:  Выполнить композицию по мотивам городецкой росписи (роспись доски)

Тема 4.1.  «Хохломская роспись»

Теория:  Знакомство с художественным промыслом, характерные особенности и последовательность выполнения узора

Практика: Выполнить композицию по мотивам хохломской росписи.

Тема 4.1. «Гжельский фарфор»

Теория: Знакомство  с художественным промыслом «Гжельский фарфор»

Практика: Роспись изделий, выполненных из пластилина (сувенир, посуда)

Беспредметная композиция.

Тема 4.2. «Фантазия» (тушь, перо).

Теория: Четыре этапа декоративной композиции.

Практика: Выполнить декоративную композицию, придумать название.

Тема 4.2. «Фантастические животные» (гуашь, акварель)

Теория: Способы работы цветом над декоративной композицией.

Практика: Выполнить композицию в цвете.

Тематическая декоративная композиция

Тема: 4.3.  «Космическая фантазия» (гуашь, фломастеры, тушь)

Теория: Прием работы над  композицией графическими  (живописными) материалами.

Практика:  Выполнить композицию на тему «Космос»

Тема: 4.3. «Сказочная птица» (тушь, гуашь, фломастеры)

Теория:  Узорчатость, декоративность.

Практика: Нарисовать сказочную птицу. Придумать узор на птице.

Тема: 4.3.  «Жостовские подносы»

Теория: Знакомство с промыслом

Практика: Украсить поднос букетом  из цветов

Тема: 4.3.  «Подводное царство»

Теория: Приемы работы над композицией  графическими (живописными) материалами.

Практика: Выполнить композицию подводного царства (4-е этапа)

5.Рисование на свободную тему.

6.Подготовка к выставкам.

7. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях.

8. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов года, беседа о приобретенных умениях и навыках. Мини-выставка детских работ.

Практика: Изготовление коллективной работы.

Цели программы

Обучение основным навыкам художественно-творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Результат программы

Стартовый уровень. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

1.      Обучающиеся должны знать и уметь:

владеть некоторыми основами изобразительной деятельности;
проявлять навыки художественной деятельности (располагать предметы на листе, пользоваться разными техническими приемами и средствами карандаш фломастеры, краски);
уметь пользоваться ножницами и клеем в аппликации;
стремиться передавать эмоциональный характер рисунка при композиции и использовании цвета;
соблюдать правила техники безопасности;
2.      Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы за время обучения

·         наличие интереса к изо искусству; стремление к самовыражению участие в импровизациях, участие в выставках и конкурсах.

3.      Личностные, предметные, меж. предметные результаты

·         умение работать в коллективе.

 

Базовый уровень. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.

1 год обучения

1. Обучающиеся должны знать и уметь:

участвовать в муниципальных и региональных;
проявлять навыки изодеятельности (тематическая композиция, использование современных технических средств и приемов);
владеть основными приемами живописи и графики;
усложнение, исполнение более сложных ритмических рисунков и композиций;
соблюдать правила техники безопасности.
2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы за время обучения

·         наличие повышенного интереса к искусству и художественным произведениям, самовыражение (выставки, конкурсы, фестивали);

·         видеть красоту окружающего мира.

3.    Личностные, межпредметные результаты

·         умение работать в коллективе;

·         расширение общего кругозора.

2 год обучения

1.Требования к знаниям и умениям. По окончании 2 года обучения дети должны:

·        уметь самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка;

·        уметь самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя систему основ изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;

·        уметь использовать изобразительные знания, умения и навыки в любой области деятельности.

2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы за время обучения

·         наличие интереса к изо деятельности;

·         уметь концентрировать внимание на работе;

·         рисовать и творить с удовольствием.

3.Личностные, предметные, межпредметные результаты

·         умение работать в коллективе;

·         расширение общего кругозора;

·         повышение культуры общения.

Особые условия проведения

К обучению по дополнительной общеразвивающей программе «Радуга талантов» допускаются все желающие научиться рисовать, без конкурсного отбора.

   Возраст обучающихся:

·         Стартовый уровень – 7-10 лет.

·         Базовый уровень – 8-16 лет.

Материально-техническая база

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 20 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

         Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ученика.

         Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов и др. материалы для показа их детям.

         Бумагу и карандаши для выполнения личных программных работ обучающиеся приобретают сами, для выполнения работ общественно-полезного значения и коллективных их обеспечивает учреждение.

         Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) Наглядные пособия, образцы работ, сделанные студийцами;

б) Слайды, видео-аудио пособия;

в) Иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г) Схемы, технологические карты.

Стоимость

Программа участвует в персофинансировании