Весёлый язычок

Настоящая программа имеет коррекционно-развивающее направление и описывает курс занятий по исправлению звукопроизношения детей возраста 6-10 лет. Теоретической и методологической основой программы являются: положение  Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.

преподаватели

Бойкова Ирина Борисовна

Содержание программы

Диагностика.«Давайте познакомимся– 2 часа

 Обследование детей. Заполнение речевых карт.

Теория: Знание своих имени и фамилии; интеллектуальное развитие (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); фонематическое восприятие; звукопроизношение.

Ожидаемый результат: выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.

Формы контроля: наблюдение.

Артикуляционная гимнастика – 3 часа

Теория. Показ упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики. Объяснение артикуляции отдельных звуков.

Ожидаемый результат. Выполнение артикуляционных упражнений. Уточняем правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Формы контроля. Наблюдение.

Биоэнергопластика – 3 часа

Теория. Знакомство детей с элементами биоэнергопластики. Этапы выполнения биоэнергопластики.

1 этап – знакомство с органами артикуляции.

2 этап- повторение упражнений с использованием ведущей руки ребенка.

3 этап- повторение упражнений с использованием другой руки ребенка.

4 этап- повторение упражнений за педагогом с использованием обеих рук.

5 этап- выполнение упражнений с использованием персонажей, перчаток, музыкального сопровождения, стихов.

6 этап – упражнения выполняются без зрительной опоры.

Практика. Выполнений упражнений биоэнергопластики под речевое сопровождение, под музыку, со зрительной опорой и без зрительной опоры.

Формы контроля. Наблюдение.

Дыхательная гимнастика – 5 часов

Теория. Показ упражнений из комплекса дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На занятиях используются:

- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

- выработка продолжительного речевого выдоха,

- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Практика. Выполнение упражнений детьми.

Формы контроля. Наблюдение.

Упражнения на развитие мелкой моторики – 4 часа

Теория. Показ упражнений для развития мелкой моторики. Все упражнения сопровождаются текстом стихов, чистоговорок и т.п.

Практика. Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками. развивая мелкую моторику пальцев рук, Пальчиковые игры и сказки проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

Игра с пробками «Ходьба».

Формы контроля - наблюдение.

 Постановка звуков разными способами – 3 часа

Теория.  Упражнения на развитие языка, постановка звуков без механической помощи

Практика устранение дефектов звукопроизношения.

Формы контроля - наблюдение

Автоматизация звуков в речи- 10 часов

Теория. Показ и изучение упражнений.

Практика. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках, стихах, предложениях

Формы контроля - наблюдение

Дифференциация звуков в речи – 6 часов

Теория. Показ и изучение упражнений из комплекса фонетической ритмики.

Практика. Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам.

Формы контроля - наблюдение

Цели программы

- совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 7-10 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, посредством игровых технологий

Результат программы

Личностные:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Метапредметные

Коммуникативные:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе своей работы;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 Предметные:

- овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять

Материально-техническая база

- Аудиодиски.

- компьютер;

- музыкальный центр;

- подборка мультимедийных презентаций по

звукопроизношению