Клуб «Юного читателя»

Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и  театрализации; библиотечные уроки,  экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

преподаватели

Острикова Ольга Ивановна

Содержание программы

 II.Содержание  программы

1-вый год обучения

 

№ п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
1.      
Введение.
1
2.      
«О тебе, моя Родина!»
1
3.      
Учимся уму – разуму.
1
4.      
«Потешьте нас, потешки!»
1
5.      
«Мир родной природы».
2
6.      
«Открываем в сказки дверь!».

Русские народные сказки.
3
7.      
«Люблю природу русскую» (Стихи и рассказы об осени).
1
8.      
« Сказки народов мира»
3
9.      
« Сказки русских писателей»
4
10.                        
«Люблю природу русскую»

(Стихи и рассказы о зиме).
1
11.                        
«Сказки зарубежных писателей».
 

 

4
12.                        
Сказки Г. Андерсена.
13.                        
Сказки Братьев Гримм
14.                        
Сказки Ш. Перро.
15.                        
Сказки зарубежных писателей.
16.                        
«Это читали ваши прабабушки и прадедушки и узнавали мир»
3
17.                        
Сказки о животных.
1
18.                        
Басни И.А.Крылова.
1
19.                        
Это читали ваши прабабушки и прадедушки и узнавали мир»
1
20.                        
«Ребятам о зверятах»

(Рассказы и сказки о животных).
1
21.                        
Рассказы русских писателей
1
22.                        
Рассказы Н. Сладкова
1
23.                        
.«Люблю природу русскую»

(Стихи и рассказы о весне.).
1
24.                        
«Я и мои друзья».

(Стихи, рассказы о детях).

 

 

2 год обучения (34 часа)

 

1. Введение (1 час).

Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в клубе «Юный читатель»?

Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий клуба «Юный читатель», вызвать интерес к данным занятиям.

Содержание: каждое занятие вводит второклассников в мир литературы и детских книг, развивает интерес к читательской деятельности.

 

2. Шутки для грамотных. (Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора: загадки, дразнилки, считалки, скороговорки, перевёртыши, пословицы в рассказах). (1 час)

Содержание:

«Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы.

«Загадки народов России». /Сост.Т.Климова.

 

3. «Преданья старины глубокой» (библейские истории, мифы, былины). (2 часа)

Содержание:

 «Как Илья из Мурома богатырем стал». «Илья Муромец и Соловей разбойник».

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» /Русские богатыри. Былины и героические сказки в пересказе для детей И.В.Корноуховой.

 

4. «Гуляй да присматривайся». (Стихи, рассказы, сказки о временах года). (2 часа)

Содержание:

В.Бианки. « А мы их перехитрили». «Календарь земледельца». «Лесной оркестр». «Синичкин календарь». Рассказы.

Л.Воронкова. «Золотые ключики». «Солнечный денек».

«Времена года». Стихи русских поэтов о природе.

 

5. «Наедине со сказкой». (Русские народные сказки). (3 часа)

Содержание:

«Иван – Царевич и Серый волк».

«Летучий корабль».

«Скатерть, баранчик и сума».

 

6. «Сказки русских писателей». (7 часов)

Содержание:

П.Бажов. «Огневушка – поскакушка». Сказка.

Н.Вагнер. «Чудный мальчик». «Новый год». «Береза». «Сказки кота Мурлыки».

П.Бажов. «Конек горбунок».

В.Жуковский. «Война мышей и лягушек». «За горами, за лесами».

Б.Заходер. «Ма-тари-кари».

Э.Успенский. «Вниз по волшебной реке». Сказка.

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

 

7. Сказки зарубежных писателей». (2 часа)

Содержание:

Г.Андерсен. «Штопальная игла».

Д.Родари. «Приключения Чиполлино».

 

8. «Радости и печали». (Стихи и рассказы о детях). (4 часа)

Содержание:

Н.Гарин-Михайловский. «Детство Темы».

Н.Некрасов. «Школьник». «Крестьянские дети».

К.Ушинский. «Дети в роще». Рассказы и сказки.

Л.Чарская. «Умница – головка». Рассказ. «Задушевное слово». Сказки, истории и стихи.

 

9. «Братья наши меньшие, хитрецы первейшие». (Рассказы о животных). (4 часа) 

 

10. «По все на сете». (Научно - познавательная литература). (3 часа)

 

11. «Что всего важнее». (Стихи, рассказы, сказки, повести о семье, школе, дружбе, долге, чести). (3 часа)

 

12. «Что может быть милей бесценного родного края». (Стихи, рассказы, повести кубанских писателей).(2 часа)

белых варежках зима». Стихи для детей.

Цели программы

создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Результат программы

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний;

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Особые условия проведения

1. Главный ресурс - дети.

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя, библиотекаря. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог, библиотекарь.

2. Кадровый ресурс

Кадровый ресурс программы в норме, если:

·         к реализации программы привлечен педагог, библиотекарь, владеющий способами и средствами  организации художественно-познавательной деятельности;

·         уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся;

·         педагоги и специалисты образовательных учреждений работают по программе, интегрированной в систему непрерывного педагогического образования.

3. Организационный  ресурс

Организационный  ресурс предполагает определенную дисциплину на занятиях, строгие правила техники безопасности и режим организации. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи.

4. Материально-технический ресурс

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

·         фото-, видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера (по возможности),

·         компьютерная техника, программное обеспечение;

·         мультимедийное оборудование.

5. Информационно- методический ресурс

Информационные ресурсы включают информацию о детях, о содержании внеурочного образования, его организации и методике.

Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, появляется возможность обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Материально-техническая база

Материально-технический ресурс

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

·         фото-, видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера (по возможности),

·         компьютерная техника, программное обеспечение;

мультимедийное оборудование