- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Агроэкология и основы сельского хозяйства
- Лес - наше богатство
Лес - наше богатство
Освоение программы «Лес – наше богатство» является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у обучающихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.
преподаватели
Корчагина Маргарита Михайловна, преподаватель химии и биологии
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Знакомство обучающихся с целями и задачами внеурочной деятельности, программой и планом работы на год. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Основы лесоведения (9 часов).
Лес – основа жизни на Земле. Становление и развитие лесного хозяйства Клинского района. Лесоохранная и лесозащитная службы Борщевского лесничества.
Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.
Викторина «Что ты знаешь о лесе?»
Понятие о типологии леса. Классификация лесов разных ученых. Определение типа леса по лесорастительному покрову.
Экскурсия «Фенологические наблюдения в лесу»
Практическая работа «Оценка условий возобновления древесных пород»
Тема 3. Животные леса. (5 часов)
Изучение животного мира в различных типах леса
Практическая работа «Установление видового состава животных по следам жизнедеятельности»
Практическое занятие «Изготовление кормушек . Акция «Синичкин день»
Животный и растительный мир водоемов. Их биологические особенности, значение.
Практическое занятие «Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц»
Тема 4. Ориентирование на местности (4 ч.)
Правила ориентирования на местности. Топография
Практическая работа «Ориентирование на местности»
Экскурсия «Зимний лес»
Тема 5. Растения леса. (5 ч)
Растения-индикаторы различных экосистем.
Практическая работа «Изучение гербариев древесных и травянистых растений»
Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, техническое сырье, охота, подсочка). Правила сбора и определение грибов и ягод.
Правила сбора и определение шишек хвойных деревьев. Оценка урожайности.
Практическое занятие «Растения Красной книги. Лекарственные растения нашей местности»
Тема 6. Охрана и защита леса (6 часов)
Болезни леса. Насекомые - вредители древесных пород
Охрана и защита леса. Способы защиты леса от вредителей и болезней
Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность.
Средства тушения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу.
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса»
Тема 7. Правила посадки, работа с посадочным инструментом Работа на пришкольном участке ( 6 ч.)
Правила посадки, работа с посадочным инструментом
Высадка деревьев в «Аллею выпускников»
Работа на пришкольном участке
Итоговое занятие.
Тема 8. Итоговое занятие (1 ч.)
Викторина для учеников начальной школы «Как вести себя в лесу».
Цели программы
Знакомство и получение первичных знаний в области лесного хозяйства, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Результат программы
Личностные результаты:
У обучающихся будет сформировано:
· целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;
· ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
· познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
· навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
· осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
· основ экологической культуры.
· познавательного интереса к предмету исследования.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
· проводить наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебные задачи самостоятельно и под руководством учителя;
· составлять план выполнения учебной задачи;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
· самостоятельная подготовка сообщений;
Обучающиеся получат возможность:
Познавательные:
· формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ;
· формированию и развитию экологического мышления;
· умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные:
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
· умению соотносить свои действия с планируемыми результатами;
· умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
· Выявлять основные понятия о лесе и лесоводстве;
· Определять последствия нарушения окружающей среды;
· Выявлять роль биогенных элементов и органических веществ в живых организмах леса;
· Находить существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов леса;
· Определять представителей царств живой природы леса, их обитателей;
· Выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
· Наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· Осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке Борщевского лесничества;
· Давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
· Определять причины нарушения лесных экосистем.
Особые условия проведения
Занятия проводятся в форме:
лекционные занятия; практические занятия; конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; круглый стол; наблюдения; поход; консультация; презентация; научно-практическая конференция.
Основной формой организации учебного процесса является практическое занятие.
Материально-техническая база
-мебель;
-уголок школьного лесничества;
-компьютерная техника;
-вычислительная техника;
-оргтехника;
-средства связи;
-канцелярские принадлежности и материалы;
-литература и методические пособия;
-медиатека;
-наглядные пособия;
-образцы и коллекции
-документы и регламентирующие материалы;
-инструменты и оборудование для ведения лесохозяйственных работ
-таксационные измерительные инструменты и приборы;