Лес - наше богатство

Освоение программы «Лес – наше богатство» является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у обучающихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. 

преподаватели

Корчагина Маргарита Михайловна, преподаватель химии и биологии

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Знакомство обучающихся с целями и задачами внеурочной деятельности, программой и планом работы на год. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Основы лесоведения (9 часов).

Лес – основа жизни на Земле. Становление  и развитие лесного хозяйства Клинского района. Лесоохранная и лесозащитная службы Борщевского лесничества.

Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.

Викторина «Что ты знаешь о лесе?»

Понятие о типологии леса. Классификация лесов разных ученых. Определение типа леса по лесорастительному покрову.

Экскурсия «Фенологические наблюдения в лесу»

Практическая работа «Оценка условий возобновления древесных пород»

Тема 3. Животные леса. (5 часов)

Изучение животного мира в различных типах леса

Практическая работа «Установление видового состава животных по следам жизнедеятельности»

Практическое занятие «Изготовление кормушек . Акция «Синичкин день»

Животный и растительный мир водоемов. Их биологические  особенности, значение.

Практическое занятие «Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц»

Тема 4. Ориентирование на местности (4 ч.)

Правила ориентирования на местности. Топография

Практическая работа «Ориентирование на местности»

Экскурсия «Зимний лес»

Тема 5. Растения леса. (5 ч)

Растения-индикаторы различных экосистем.

Практическая работа «Изучение гербариев древесных и травянистых растений»

Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, техническое сырье, охота, подсочка). Правила сбора и определение грибов и ягод.

Правила сбора и определение шишек хвойных деревьев. Оценка урожайности.

Практическое занятие «Растения Красной книги. Лекарственные растения нашей местности»

Тема 6. Охрана и защита леса (6 часов)

Болезни леса. Насекомые - вредители древесных пород

Охрана и защита леса. Способы защиты леса от вредителей и болезней

Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность.

Средства тушения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу.

Экскурсия «Весенние явления в жизни леса»

Тема 7. Правила посадки, работа с посадочным инструментом Работа на пришкольном участке ( 6 ч.)

Правила посадки, работа с посадочным инструментом

Высадка деревьев в «Аллею выпускников»

Работа на пришкольном участке

Итоговое занятие.

Тема 8. Итоговое занятие (1 ч.)

Викторина для учеников начальной школы «Как вести себя в лесу».

Цели программы

 Знакомство и получение первичных знаний в области лесного хозяйства, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Результат программы

Личностные результаты:

У обучающихся будет сформировано:

·        целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

·        ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

·        познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

·        навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

·        осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

·        основ экологической культуры.

·        познавательного интереса к предмету исследования.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся научатся:

·        проводить наблюдения, измерения, опыты;

·        ставить учебные задачи самостоятельно и под руководством учителя;

·        составлять план выполнения учебной задачи;

·        систематизировать и обобщать разные виды информации;

·        использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

·        самостоятельная подготовка сообщений;

Обучающиеся получат возможность:

 Познавательные:

·        формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ;

·        формированию и развитию экологического мышления;

·        умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные:

·        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

·        умению соотносить свои действия с планируемыми результатами;

·        умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·        работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

 

Обучающиеся научатся:

·        Выявлять основные понятия о лесе и лесоводстве;

·        Определять последствия нарушения окружающей среды;

·        Выявлять роль биогенных элементов и органических веществ в жи­вых организмах леса;

·        Находить существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов леса;

·        Определять представителей царств живой природы леса, их обитателей;

·        Выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

·        Наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 

·        Осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке Борщевского лесничества;

·        Давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;

·        Определять причины нарушения лесных экосистем.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в форме:

лекционные занятия; практические занятия; конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; круглый стол; наблюдения; поход; консультация; презентация; научно-практическая конференция.

 Основной формой организации учебного процесса является практическое занятие.

Материально-техническая база

-мебель;

-уголок школьного лесничества;

-компьютерная техника;

-вычислительная техника;

-оргтехника;

-средства связи;

-канцелярские принадлежности и материалы;

-литература и методические пособия;

-медиатека;

-наглядные пособия;

-образцы и коллекции

-документы и регламентирующие материалы;

-инструменты и оборудование для ведения лесохозяйственных работ

-таксационные измерительные инструменты и приборы;