Кружок «Азбука общения»

Актуальность данной программы

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

        По мнению психолога Л.И. Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Наверное, её можно назвать, наиболее, распространённой причиной, осложняющей общение.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

·отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

·невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

·боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка , какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача педагогов и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксация внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

преподаватели

Морозова Людмила Борисовна - воспитатель  высшей квалификационной категории 

Содержание программы

Современные дети отличаются от своих сверстников XX века настолько, что некоторые возрастные нормы, а также приёмы и технологии работы требуют пересмотра и адаптации к быстро меняющемуся современному миру.

Поколение XXI века воспитывается в мире гаджетов, дети помещены в мощное информационное поле, легко и быстро осваивают огромное количество информации. В более старшем, школьном возрасте появляется новый тип общения, опосредованного социальными сетями, где действуют свои законы психологических границ и личного пространства.

В связи с этим очень важно по-новому смотреть на развитие личности ребёнка, уделять внимание его эмоциональному равновесию. Всё это делает остроактуальным психологическое сопровождение и развитие ребёнка дошкольного возраста.

Одной из важных задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

      Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается   вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Цели программы

 

Цель программы:

Создание условий для естественного социально-коммуникативного и всестороннего развития ребёнка,  создание социо - игрового пространства для обеспечение усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.

Результат программы

 

Планируемые  результаты 

1. Ребёнок имеет навык установления контакта со сверстниками, способен к

согласованному взаимодействию.

2. Соблюдает правила вежливости, адекватно использует вербальные и

невербальные средства общения (выразительные движения, жесты и т.д.).

3.  В конфликтных ситуациях стремится найти конструктивный способ выхода из

конфликта, учитывая интересы всех его участников.

4. Активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила,

распределяет роли, задаёт вопросы).

5. Охотно вступает в речевое общение с взрослыми (рассказывает о

произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.).

6.  Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в

зависимости от ситуации.

7. Обладает положительной установкой по отношению к себе и другим людям,

стал более уверенным в себе, научился преодолевать робость и застенчивость.

Особые условия проведения

Принимаются дети-воспитанники МДОУ детский сад комбинированного вида №8 г.Фрязино М.О