Авиамоделирование

Настоящая программа имеет техническую направленность.

Трудовое обучение призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В  основе трудового обучения – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.

Актуальность данной программы заключается в том, что занимаясь авиамоделизмом, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся  с общим устройством самолета, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.

Авиамоделизм - первая ступень к овладению современной техникой, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Авиамоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.

В данной программе, созданной  для эффективной работы  авиамодельного кружка, определены цели и задачи, теоретические сведения и практические занятия, образовательно-воспитательная работа и обеспечение программы.

преподаватели

Кавкаев Александр Леонидович - педагог дополнительного образования.

Содержание программы

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория

Дать общее представление об истории развития авиа­ции и ее применений, занятие начинается с рассказа о том, что еще в древности люди мечтали летать подобно птицам. Краткая история современной авиации.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Теория

Ознакомить школьников с правилами безопасной работы инструментом, на станках и пользования приборами.

ТЕМА 3. БУМАЖНЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ
Теория
Изучить основы полета моделей, их конструкцию и ос­новные части, ознакомить школьников с основами полета моделей, рассказать о возникно­вении подъемной силы крыла и об основных элементах конструкции самолета и модели. Освоить способы регулировки модели. Особое внимание уделять назначению и действию рулей. Наблюдая полет бумажной модели в помещении, внимание учащихся обращается на то, что она плавно снижается — планирует. Наблюдая полет бумажной модели в помещении, внимание учащихся обращается на то, что она плавно снижается — планирует. Учащимся объясняется влияние расположения ЦТ на траекторию полета модели: пикирование – переднее расположение ЦТ, пологая траектория полета – оптимальное расположение ЦТ, кабрирование – заднее расположение ЦТ не нормальная траектория полета. Им объясняется сущность этого явления. Объяснив основные способы регулировки, учащимся дают проверить их на моделях. При последующих запусках бумажной модели демонстрируется воздействие рулей управления: элероны, руль высоты и руль направления на траекторию полета.
Практика
Учащиеся изготовляют учебную модель самолета из бумаги. Материал учебной модели — бумага. Использовать плотная бумага (для черчения и рисования). Для изготовления учебной мо­дели складывают вдвое вдоль волокон лист плотной бумаги и карандашом по шаблону размечают контур будущей модели. Размеченный контур модели вырезается ножницами, согласно разметки, отгибаются крылья и стабилизатор.
ТЕМА 4.  ПЛАНЕР. МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ
Теория.
Сформировать устойчивые навыки по моделированию авиационной техники, уча­щиеся должны глубже усвоить понятия о принципах полета и овла­деть приемами изготовления, регулирования и запуска схематиче­ских моделей. Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции.
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей.
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей.
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения  и фюзеляжа.
Дать технологию оклейки крыла и оперения синтетической пленкой.
Объяснить способы обработки синтетической пленки , способы сборки и регулирования модели планера.
Практика
Аэродинамика полета планеров, запуски планеров различных конструкций.
Вычерчивание чертежей модели.
Заготовка материала
Изготовление шаблонов по начерченным чертежам.
Изготовление стапелей по начерченным чертежам.
Сборка крыла и с применением изготовленных стапелей.
Сборка оперения с применением изготовленных стапелей.
Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей.
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой.
Окончательная обработка и сборка моделей

ТЕМА 5. САМОЛЕТ. МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ
Теория
Дать сведения по аэродинамике полета моделей самолета и их конструкции.
Рассказать о типах двигателей моделей самолетов, с их демонстрацией.
Дать сведения по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей.
Ознакомить учащихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей.
Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения  и фюзеляжа.
Дать сведения о работе воз­душного винта, создании им силы тяги.
Дать технологию оклейки крыла и оперения синтетической пленкой.
Объяснить способы обработки синтетической пленки, способы сборки и регулирования модели планера.
Практика
Аэродинамика полета моделей самолетов, запуски различных конструкций.
Осмотр двигателей моделей самолета.
Вычерчивание чертежей модели.
Заготовка материала
Изготовление шаблонов по начерченным чертежам.
Изготовление стапелей по начерченным чертежам.
Сборка крыла с применением изготовленных стапелей.
Сборка оперения  с применением изготовленных стапелей.
Сборка фюзеляжа с применением изготовленных стапелей.
Изготовление лопастей и ступицы воздушного винта.
Сборка воздушного винта.
Оклейка крыла и оперения синтетической пленкой.
Окончательная обработка и сборка моделей

ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Практика

Проведение соревнований по каждому классу моделей.

Цели программы

Создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамодельным спортом.

Результат программы

- участие в городских и областных соревнованиях;

- участие выставках;

- участие в конкурсах;

- формирование  качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.

Обучающиеся могут:

- самостоятельно подбирать материалы для корпусов моделей и деталей ходовой части;

- знать приемы работы с различными материалами и способами их обработки;

-  самостоятельно разрабатывать модели и чертежи моделей;

- работать с различными инструментами и приспособлениями, знать правила их использования (техника безопасности);

- рассказать об устройстве самолета;

- рассказать о двигателе внутреннего сгорания;

- участвовать в выставках;

- выступать на соревнованиях.

Материально-техническая база

Пиломатериал: сосна, бальса - 2м3

Пиломатериал - 1м3

Пиломатериал не деловой древесины (береза, осина и др. сорта) - 1м3

Клей ПВА - 15 кг

Клей Момент - 20 тюбиков

Клей БФ-2 - 10 тюбиков

Клей быстрого действия «Циакрин», «Супер момент» и т.д. - 40 тюбиков

Растворитель 646, ацетон - 30 л.

Нитрокраски различных цветов - 20 кг
Скотч различных цветов и размеров - 50 рулонов
Пленочные материалы - 100 м2
Гвозди, шурупы, болты и гайки - 10 кг
Эпоксидная смола - 10 кг
Стеклоткань - 50 м2
Углеткань - 10 м2
Канцелярские товары:

Карандаши - 200 шт

Маркеры - 20 шт

Фломастеры - 10 наборов

Цветная бумага - 100 наборов

Белый картон - 30 наборов

Цветной картон - 20 наборов

Ватман - 50 листов


Линейки 150 мм, 200 мм, 300 мм, 500 мм - 25 шт
Ножницы различных размеров и конфигурации - 15 шт

Ручной инструмент:

Плоскогубцы - 5 шт

Кусачки - 3 шт

Утконосы - 3 шт

Круглогубцы - 3 шт

Малые ручные тиски - 2 шт

Ножницы по металлу - 2 шт

Пилки для ручного лобзика - 10 наборов

Ножовочные полотна - 10 шт

Надфили - 10 наборов