"Химия"

         В обучении химии большое значение имеет эксперимент.  Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности . Только осуществляя химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории . В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения . Реализация указанных целей возможна при оснащении школьного кабинета химии современными приборами и оборудованием . В рамках национального проекта «Образование» это стало возможным благодаря созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно -научной и технологической направленностей «Точки роста» . Внедрение этого оборудования позволит качественно изменить процесс обучения химии . Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ . На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников . Центры образования естественно -научной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественно -научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и  креативного мышления, совершенствования навыков естественно -научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Химия»

 

Актуальность и новизна программы:  программа создает условия для социального и культурного  самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной жизни.

Практическая значимость: при составлении программы были отобраны такие работы, которые заинтересовали бы учащихся, были доступны по содержанию и методике выполнения, готовили бы будущих исследователей, давали опыт творческой деятельности учащихся.

преподаватели

Манаенкова Галина Ивановна, учитель химии высшей категории.

Содержание программы

Тема 1. «Экспериментальная химия» (7ч.)

Правила техники безопасности в химической лаборатории. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Основные приемы работы в лаборатории. Правила работы с нагревательными приборами. Лабораторный и домашний эксперимент. Способы фиксирования результатов эксперимента.

Домашний эксперимент: «Ныряющее яйцо»

Тема 2. «Занимательная химия» (8ч.)

Самое удивительное вещество на Земле. Аномальные свойства воды. Вода изолятор или проводник?

Демонстрационные опыты.«Секретные чернила». «Дым без огня». «Несгораемый платок».«Золотой дождь». «Фруктовые соки без фруктов».

Лабораторные опыты.«Получение жесткой воды и ее умягчение». «Выращивание кристаллов».

Домашний эксперимент: «Лимонад»

Тема3. «Проектная деятельность» (19ч.)

Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, анализ уже реализованных проектов.

Что такое проект. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Формулирование темы, целей и задач научно – исследовательской работы или проекта. Поиск источников информации для достижения целей и решения задач. Разработка плана проекта и выдвижение гипотез, которые могут быть подтверждены или опровергнуты в процессе работы над проектом.

 Выбор и разработка методики проведения исследования на теоретическом этапе. 

Проведение эксперимента на практическом этапе согласно выбранной методике.

 

Практические работы: «Исследование чая». «Исследование чипсов». «Исследование жевательной резинки». «Исследование шоколада». «Исследование молока». «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

Анализ собранной теоретической и экспериментальной информации. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности, формулировка выводов. Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов и исследовательских работ. Рекомендации к её подготовке и проведению.

Цели программы

ü  развитие познавательных интересов обучающихся, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности через практическую деятельность;

ü  формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования проектной деятельности,

ü  знакомство учащихся с основными направлениями и методами исследований в области химии;

ü  приобщение обучающихся к освоению основных методов решения задач базового и высокого уровня сложности;

ü  сформировать представление о химии как науке, имеющей тесную взаимосвязь с повседневной жизнью человека;

ü  укрепление устойчивого интереса к профессиональной деятельности в старшей школе.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

В результате изучения этого курса учащиеся должны

знать:

важнейшие классы соединений, используемых человеком;
наиболее часто используемые в быту вещества;
состав некоторых прохладительных и тонизирующих напитков;
пищевые добавки, их классификация.
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
 

уметь:

проводить расчёты необходимые для приготовления растворов, используемых в быту, готовить растворы;
расшифровывать закодированную информацию на этикетках;
грамотно выбирать продукты питания, в том числе и продукты быстрого приготовления;
соблюдать правила безопасности при обращении с препаратами бытовой химии;
оказывать помощь пострадавшим от неумелого обращения с химическими веществами.
 безопасно обращаться с химическими веществами и оборудованием; планировать и проводить несложные химические эксперименты; описывать наблюдения при проведении химических опытов, измерять массу твёрдых веществ;
 самостоятельно контролировать ход эксперимента, анализировать, сравнивать и делать выводы;
 заботиться о здоровом образе жизни;
 предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
 

использовать  

·         приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Особые условия проведения

особых условий нет.

Материально-техническая база

 - кабинет химии,

- мультимедийные средства,

-виртуальная лаборатория,

- химическая лаборатория,

-использование оборудования Точки роста.

Видео