"Шашки"

     Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.  Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.

     Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

      Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

     Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в  шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования. 

    Исходя из выше сказанного, разработана дополнительная образовательная программа «Русские шашки» (далее по тексту - Программа), рассчитанная на детей от 6-х до 7 лет.

    Настоящая  программа  предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми старшего дошкольного возраста материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Программа разработана с учетом: -  «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; - письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;  - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; - Уставом учреждения (утвержден распоряжением Администрации города от 24.01.2014 № 126). Программа разработана с учетом парциальной программы Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников». За основу взяты методические рекомендации по ознакомлению детей с азами и основными приемами игры в шашки. Направленность: - по содержанию программа является физкультурно-спортивной;  - по функциональному предназначению - учебно- познавательной;  - по форме организации - кружковой;  - по времени реализации - годичной. 

    Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада.

    Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

преподаватели

Лукина Светлана Вячеславовна.

Содержание программы

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях. Практическое занятие.

2. История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка. Практические занятия.

3.Миттельшпиль (середина игры). Сила центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки (нападение на слабую шашку). Игра в середине партии. Отсталые шашки (а1, h2). Фланги. Ударные колонны. “Золотые шашки”. Последовательность захвата центральных полей (f4, затем с5). Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых полей, вскрытие. Расчет и план игры. Простейшие приемы. Идея и механизм комбинаций. Борьба против центральных шашек соперника. Важность колонны q1, f2, Е3 (b8, C7,d6). Способы постановки “кола” и “тычка” для атаки в центре. Практические занятия.

4.Стратегия и тактика. Основы шашечной теории. Сущность и цель игры в русских шашках. Фланги. Элементы шашечной позиции. Понятие о комбинации. (1, 2-хходдовки) и позиционные приемы (оппозиция, размен). Основные стадии партии: начало, середина, окончание. Связь теории с практикой; кодекс новичка. Позиционные приемы игры. Понятия. Тактические приемы игры. Общие вопросы теории, понятия, термины. Практические занятия.

5.Дебют. Значение дебютов. Идеи дебютов. Начало партии. Цель хода сд4. Развитие левого фланга белых (игра за белых). Порядок введения шашек в игру. Знакомство с дебютами: “отыгрыш” белыми и черными (первые 5-6 ходов); начальные ходы дебютных систем: “кол”, “тычок”. Практические занятия.

6.Эндшпиль (окончание). Нормальные окончания. Петля, двойная петля, четыре дамки против одной, меньшая сторона на главной дороге и без неё (квадрат), три дамки против одной. Понятия: “размен”, “скользящий размен”, “оппозиция”, “запирание”, “столбняк”, “петля”, “застава”, “вилка” (распорка), “распутье”, “трамплин”. Дамочные окончания (1х1, 2х1, 3х1). Спортивный режим и гигиена: гимнастика, сон, питание, купание, двигательная активность. Физическая подготовка. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания. Практические занятия.

7.Шашечная композиция. Композиция – область шашечного творчества. Основные виды (жанры) композиции: проблемы, этюды, задачи, комбинации. Практические занятия.

8.Итоговое занятие.

Методическое обеспечение программы

   Учатся правильно разыгрывать те или иные позиции до выигрыша, также безошибочно разыгрывать изученные дебюты. Решение задач на демонстрационной доске. Упражнения на шашечной доске. Анализ партий и типовых позиций. Упражнения на шашечной доске, фиксация важнейших моментов в результате анализа.

   Во время тура, практической игры, педагог должен запоминать поучительные моменты в партиях и при разборе делать свои замечания всеобщим достоянием, нужно приучить ребят серьёзно относиться к своему творчеству.

  Важнейший принцип - не обрушивать на ребенка при анализе отдельной партии слишком много информации. Достаточно подчеркнуть 2-3 принципиальных момента. После партии заставить воспитанника обобщить: каковы были главные неточности или ошибки по ходу игры? Анализ может быть с одним ребенком или всей группой.

   Сеансы одновременной игры. Упражнения на шашечной доске. Сеансы могут носить учебный и чисто спортивный характер.

  Участие в соревнованиях. Участие в турнирах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т.д.

  Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год, лучшие результаты, задачи на следующий учебный год, задания на лето, несколько слов по каждому обучающемуся, вручение грамот, призов.

 

 

Цели программы

Цель и задачи программы «Русские шашки»:

Цель: Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.

Задачи:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

 – ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

 – развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

 – обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные: – воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

 – воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

 – выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 72 часа  по 2 занятия в неделю, длительностью 25 минут. Из этого количества –17 часов отводится на теоретический курс, 47 часов – на практическую деятельность дошкольников. Занятия проводятся в группе, во второй половине дня. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет).

Результат программы

  Прогнозируемый результат освоения программы:

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Особые условия проведения

При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента: – желание ребенка, – способности ребенка, – желание родителей.