Слова в кармане

программа заключается в том, что своевременное выявление речевых
нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное
влияние речевых расстройств на формирование личности и на всеP психическое развитие
ребенка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти
дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не
только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты. Учитывая
эффективность ранней логопедической работы, возникла необходимость организовать
дополнительную образовательную услугу, направленную на раннюю коррекцию и
профилактику речевых нарушений для детей 5-7 лет, посещающих группы детского сада
общеразвивающего вида.

преподаватели

Марачук А.А.

Содержание программы

программа составлена для детей старшей группы. У детей старшего
дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей
правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп
речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у
ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики
(словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается
запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу,
многозначных слов. Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение
количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и
того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку
связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже
пользуются. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап
речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает
удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим
ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей
старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов
текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети
начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между
предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало,
середина, конец). Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших
дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не
интонационными
средствами
выразительности,
скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в
образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного
числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы
словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение
сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в
предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Основные недостатки в развитии связной речи — это неумение построить связный текст,
используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части
высказывания. Сотрудничая с ребёнком в выполнении увлекательных заданий, помогает
ему развить необходимые навыки и подготовиться к обучению в школе.

Цели программы

максимальное содействие развитию детей путем логопедического
воздействия на уровень усвоения готовности к обучению в школе, освоение детьми
коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами.

Результат программы

Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет) Речевое
развитие. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и
взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально
стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может
показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному
понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать
определенной
геометрической
формы,
обладающие
определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает
предложно-падежные конструкции с простыми
предлогами,
уменьшительно-
ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и
множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных
предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как
оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в
произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок
безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов;
обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при
назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета,
называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи
практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена
существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена
существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в
родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного
числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает
существительными;
образовывает
существительные
с
уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень
развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи
взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или
коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или
коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не
нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный,
продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм
речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без
ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный
гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза,
слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Материально-техническая база

Наполнение и содержание опирается на рекомендации программы Н.Э. Теремкова:

Групповое помещение

Уголок (с зеркалом)

Стулья

Учебно – методические:
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с общим недоразвитием речи (с 5 -7 лет) Н.Э.Теремкова
1 Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Практический тренажёр по развитию речи Н.Э.Теремкова.Образные картинки для
проведения артикуляционной гимнастики. Игрушки. Профили артикуляции звуков.
2 Автоматизация и дифференциация звуков.
Карточки с речевым материалом для автоматизации, дифференциации звуков в слогах,
словах, предложениях, связных текстах. Предметные картинки для автоматизации и
дифференциации звуков в словах. Серии картинок для закрепления правильного
звукопроизношения в связной речи. Настольные дидактические игры (домино, лото и
др.) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию
звуков. Альбомы с иллюстрациями и игровыми упражнениями на автоматизацию и
дифференциацию звуков (Н.И. Соколенко, О.В. Егорова, И.В. Баскакина и М.И.
Лынская, Ю.В. Гурин, Л.А. Комарова, Н.В. Новоторцева, Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева,
О. П. Солошенко и др.). Книжки с короткими текстами для чтения.
3.Развитие фонематического слуха и восприятия.
Карточки «Определи место звука в слове», «Синичка». Карточки — символы гласных и
согласных звуков. Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных
позициях). Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы
слов. Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка»,
«Поезд», «Поймай рыбку», «Чемоданы», «Наряди елP очки»,«Подбери слово к схеме» и
др. Материал для анализа предложений (набор сюжетных и предметных картинок,
схемы предложений). Картотека игровых упражнений по формированию
фонематического восприятия. Картотека игровых упражнений по формированию
слоговой структуры слова.
Оборудование:

Ноутбук - 1шт.

Проекторное оборудование- 1 шт.
Расходные материалы:

Листы с заданиями


Карандаши цветные
Информационное обеспечение.

Флэш-носитель
Презентации по разделам программы:

«Игрушки»

«Фрукты»

«Домашние животные»

«Птицы»
Видео фильмы:

«Сад-огород»

«Одежда»

«Профессии»

«Школьные принадлежности»
Интернет источники:

www.logOpunkt.ru.

http://www.logopedshop.ru/

http://logopediya.com/

http://www.logoped.ru/index.htm/