От Аристотеля к Эйнштейну

Основная значимость программы занятий по олимпиадной физике состоит в том, что она способствует развитию у обучающиеся творческого, критического мышления, в основе которого лежат прозрачные, количественные, измеряемые критерии. Без этого невозможно создание высокоразвитого постиндустриального общества и экономики шестого технологического уклада, декларируемые Президентом и Правительством Российской Федерации.

Занятия олимпиадной физикой позволяют обучающемуся научиться самостоятельно (под руководством или наблюдением преподавателя) находить оптимальные и оригинальные решения нестандартных задач, сопоставлять полученные результаты с хорошо известными научными достижениями, придумывать новые задачи, ставить логические мысленные и реальные физические эксперименты, развивать проектную деятельность с технологическим уклоном и пр.

Реализация программы предоставляет обучающимся возможность получения знаний по олимпиадной физике: освоение приемов решения олимпиадных задач умеренной и повышенной сложности. Данные олимпиадные задачи соответствуют уровням школьного,муниципального, регионального и, иногда, заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Данная программа является дополнительной частью программы курса общей физики, преподаваемого в школе, входящего в состав естественнонаучной области знаний.

преподаватели

Кулешов Павел Сергеевич - педагог дополнительного образования,

ассистент кафедры физики МФТИ, к.ф.м.н., старший научный сотрудник Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова.

Содержание программы

Тема: Равномерное движение, сложение скоростей - 2 часа - теория
Тема: Движение по окружности - 2 часа - теория
Тема: Графические задачи на ускоренное движение - 2 часа - теория

Тема: Наклонная плоскость, Трение - 2 часа - теория
Тема: Пружины, закон Гука - 2 часа - теория
Тема: Математический и пружинный маятник - 2 часа - теория
Тема: Вязкость жидкости, сила сопротивления при ламинарном обтекании - 2 часа - теория
Тема: Рычаги, Неподвижные и подвижные блоки - 2 часа - теория
Тема: Давление, сила Архимеда   - 2 часа - теория
Тема: Температура, измерение температуры, Теплоемкость твердых и жидких тел. Плавление и кристаллизация, Тепловое расширение - 2 часа - теория
Тема: Свойства газов, Испарение и конденсация - 2 часа - теория
Тема: Электризация тел, электрические схемы - 2 часа - теория
Тема: Электрические нагреватели, Лампочки и светодиоды - 2 часа - теория
Тема: Двигатели и генераторы электрического тока - 2 часа - теория
Тема: Постоянные магниты. Электромагниты - 2 часа - теория
Тема: Отражение и преломление света, Линзы - 2 часа - теория
Механика: кинематика равномерного движения, относительность движения
Механика: равноускоренное движение и движение с непостоянным ускорением - 2 часа - теория
Механика: полет в поле тяжести - 2 часа - теория
Механика: наклонная плоскость, сухое трение - 2 часа - теория
Механика: пружины, закон Гука, механические напряжения в стержнях и симметричных тонкостенных оболочках - 2 часа - теория
Математический и пружинный маятники и другие механические колебательные системы, резонансная кривая - 2 часа - теория
Механика: ламинарное течение жидкости, закон Бернулли, турбулентное течение - 2 часа - теория
Механика: рычаги, блоки, кинематические связи - 2 часа - теория
Механика: гидростатика, закон Архимеда - 2 часа - теория
Газы: давление и температура, диффузия.Твердые тела и жидкости: Плавление и испарение, тепловой баланс - 2 часа - теория
Теплоемкость (при постоянном давлении и при постоянном объеме, удельная, молярная, теплоемкость процесса) - 2 часа - теория
Электрические заряды (точечные и распределенные) - 2 часа - теория
Электричество: закон Ома, электропроводность, правила Кирхгофа - 2 часа - теория
Электричество: тепловая мощность, кпд, двигатель и генератор - 2 часа - теория
Магнетизм: постоянный магнит и электромагнит (соленоид) - 2 часа - теория
Оптика: закон преломления, принцип Ферма и принцип Гюйгенса-Френеля, механические аналогии - 2 часа - теория
Оптика: линзы, сферические зеркала - 2 часа - теория
Физика макромира: Механика+Гравитация - 2 часа - теория
Фазы вещества. Фазовые переходы, Границы раздела фаз - 2 часа - теория
Физика микромира: соотношения неопределенностей - 2 часа - теория

Цели программы

Цели программы:

1)    Повышение мотивации обучающихся к изучению физики;

2)    Освоение обучающимися навыков решения олимпиадных задач, зарождение интереса к научно-техническому творчеству;

3)    Повышение результативности участия обучающихся в олимпиадах по физике.

Результат программы

По завершению программы основная часть обучающихся должна обучаться физике в школе на хорошо и отлично, уметь находить физические и межпредметные аналогии и пользоваться ими в проектной деятельности, уметь проверять полученный при решении задачи, сложный аналитический ответ “на физичность” (предельные переходы, размерность).

Обучающиеся должны успешно справляться с задачами туров региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике, в том числе,легко проходить предварительные этапы отбора, получать на этих турах места в первой половине рейтинга.

Система оценки достижений учащихся. Оценке подлежат результаты выполненных работ и активность во время занятий. Система оценки такова: каждая задача оценивается в 10 баллов; полученные баллы суммируются.

Инструментарийдля оценивания результатов. После проверки каждой выполненной работы проводятся апелляции, во время которых обучающиеся имеют право предъявить претензии по поводу оценки в баллах. Результатом апелляции может быть только сохранение прежних баллов или их повышение.