В настоящее время вопрос развития интеллектуальных способностей ребенка остается очень актуальным при работе с детьми. Задача любого педагога – это выявление одаренных детей, а также развитие способностей у детей с задатками. Одаренные дети всегда будут востребованы обществом, так как являются его «запасом интеллекта» в будущем, способствующим его развитию. Задача семьи - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности имели возможность реализоваться. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Направленность программы – естественно-научная.
преподаватели
Васина Наталия Александровна - к.п.н., учитель биологии высшей квалификационной категории.
Содержание программы
Раздел 1. Цитология. Структура и молекулярная биология клетки/12 ч.
Темы: Строение клеток, органелл и их функции. Вещество и энергия. Углеводы. Липиды. Белки. Синтез белка. Стероиды. Гормоны. Витамины. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизмдействия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание.Гликолиз.Окислительноедекарбоксилирование.Цикллимоннойкислоты(Кребса,илитрикарбоновыхкислот).Электрон-транспортнаяцепь.Малат-аспартатная и глицерол - фосфатная челночные системы. Энергетические баланс.Фотодыхание.Фотосинтез:С4,С3,CAM - метаболизм. Связь дыхания с фотосинтезом. Глиоксилатный путь. Репликация. Транскрипция. Трансляция. Нуклиновые кислоты. ДНК и РНК. Виды РНКа и их функции. Контроль генов. Lac-и Trp - оперон. Решение задач на биосинтез белка.
Раздел 2. Микробиология и вирусология/4ч.
Темы: Распространение бактерий. Строение бактериальной клетки. Размножение бактерий. Приспособление к неблагоприятным условиям среды. Обмен веществ у бактерий. Практическое значение бактерий. Паразитические бактерии. Вирусы. Бактериофаги. Роль в эволюции.
Раздел 3. Анатомия, физиология и эмбриология растений, животных и человека/20ч.
Растения.
Темы: Опорная система растений. Тургорное давление. Плазмолизидеплазмолиз. Пищеварение растений. Проводящие системы растений. Выделения растений. Координация у растений. Передача раздражений. Гормоны растений. Транспирация. Передвижение воды. Перенос и запасание питательных веществ.
Человек и животные.
Темы: Кожа, кости и мышцы. Кожа. Скелет. Типы мышечного сокращения.Биохимиямышечногосокращения.Кровеноснаяилимфатическаясистема.Свертываниекрови.Болезникрови.Группыкрови.Переливаниекрови.Кровеносныесосуды.Сердце.Лимфа.Кровообращениеуживотных.
Дыханиеигазообмен.Переноскислородаиуглекислогогазакровью.Регуляциядыхания.Происхождениеиэволюциялегких.Дыханиеуживотных.
Пищеварение.Химияпищеварения.Механизмыстимуляциипищеварительныхжелез.Пищеварительные системыживотных.
Выделение.Вещества,содержащиесявмоче.Выделительныеприспособленияуживотных. Нервнаясистема.Мембраннаятеорияпроведениявозбуждения.Электрическаяактивностьмозга.Сон.Психическиеболезнииневрозы.Периферическаянервнаясистема.Специализированныерецепторы-органычувств.
Эндокринная система. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны.
Раздел 4. Генетика/16ч.
Темы: Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены иаллели.Моногибридноескрещивание.Фенотипигенотип.Неполноедоминирование.Определениегенотипов.ЗаконыМенделя.Взаимодействиегенов.Множественныефакторы.Множественныеаллели.Сцеплениеиперекрест.Генетическоеопределениепола.Сцепленныесполомизависимыеотполапризнаки.Инбридингиаутбридинг.Изменениегенов-мутации.Вероятностныезаконы.Генетикапопуляций.Решениезадачразных типов.
Раздел 5. Эволюция/10 ч.
Темы: Происхождение жизни. Основные законы эволюции. Популяции игенофонды. Мутации - материал для эволюции. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Доказательства эволюции. Данныесистематики,морфологии,сравнительнойфизиологииибиохимии,сравнительной эмбриологии, генетики, биогеографии. Приматы. Ископаемые приматы. Развитие культуры. Современные человеческие расы.
Раздел 6. Экология/10ч.
Темы: Факторы, регулирующие распространение растений и животных. Цепи и пирамиды питания. Популяция и их свойства. Колебания численностипопуляции. Циклические явления в биологии. Циркадные ритмы. Расселение популяции и территориальность. Биоценозы. Экологическая сукцессия. Адаптация. Морфологические и физиологические приспособления. Динамическое равновесие в природе.
Цели программы
Формирование и развитие творческого потенциала личности, умения добывать и применять знания на практике; удовлетворение познавательных интересов лицеистов в области естественнонаучных дисциплин и создание условий для личностного самоопределения и творческой самореализации ребенка.
Результат программы
Программа предполагает следующие результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- личностное самоопределение,
- творческая самореализация личности в области естественных наук;
- знания фундаментальных понятий биологии; общебиологических закономерностей и развития жизни на земле; особенностей жизни как формы существования материи; роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; сущности процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; эволюции и экологии живых организмов;
- умение пользоваться научными методами, обобщениями; давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические и цитологические задачи, работать с учебной и научно-популярной литературой.
Метапредметными результатами обучения являются:
- отбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- коммуникативные умения кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
На основании этой программы составлено примерное тематическое планирование.
Для решения обозначенных задач используются формы и методы работы, направленные на реализацию деятельностного подхода в обучении, служащие формированию осознанного отношения к собственной деятельности у учащихся, развивающие навыки исследовательской работы.
Материально-техническая база
Материально - техническое оснащение кабинета биологии:
Цифровой микроскоп с видеокамерой
Цифровая лаборатория по экологии
Наборы для лабораторных работ:
• Микропрепараты(набор)
• Гаметы
• Простейшие
• Мышечная ткань
• Митоз в корешке лука
• Животная клетка
• Растительная клетка
• Анатомия (по курсу)
Учебные фильмы:
• Чудо новой жизни
• Анатомия и физиология человека (2ч)
• Генетика
• Голубая бездна
• Киты,тигровые акулы
• Общая биология-основы селекции
• Общая биология –цитология
• Земля происхождение человека
• Эволюция животного мира
Таблицы:
• Человек
• Зоология
• Ботаника
• Строение тела человека+карточки
Модели:
• ДНК
• Сердце млекопитающего
• Глаз млекопитающего
• ДНК(новая)
• Скелет человека на штативе(85см)
• Торс человека (малый–42см)
• Почка в разрезе
• Мозг в разрезе
• Гортань в разрезе
• Ухо
• Глаз человека
• Аппликация «Деление клетки» Аппликация «Развитие хордовых»
• Груша
• Яблоко
• Конечность овцы
• Конечность лошади
• Череп человека с раскрашенными костями
• Скелет лягушки
• Скелет птицы
• Скелет крысы
• Скелет ящерицы
• Скелет рыбы
• Скелет кролика
Влажные препараты:
• Органы дыхания млекопитающих
• Внутреннее строение птицы
• Строение сердца позвоночных
• Медуза
• Паук-крестовик
• Рептилия
Скелеты:
• лягушки
• птицы
• крысы
• ящерицы
• рыбы
• кролика
Учебные пособия:
1. Общая биология(9-10) под ред. Полянскогои.Просвещение
2. Биология.Животные.(7-8)НикишовА.И.
3. Биология. Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И.
4. Экология.МамедовН.М.
5. Биология.Шагзашагом.И-во«Открытыймир»: