Клуб гениальных биологов

В настоящее время вопрос развития интеллектуальных способностей ребенка остается очень актуальным при работе с детьми. Задача любого педагога – это выявление одаренных детей, а также развитие способностей у детей с задатками. Одаренные дети всегда будут востребованы обществом, так как являются его «запасом интеллекта» в будущем, способствующим его развитию. Задача семьи - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности имели возможность реализоваться. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Направленность программы – естественно-научная.

преподаватели

Васина Наталия Александровна - к.п.н., учитель биологии высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Раздел 1. Цитология. Структура и молекулярная биология клетки/12 ч.

Темы: Строение клеток, органелл и их функции. Вещество и энергия. Углеводы. Липиды. Белки. Синтез белка. Стероиды. Гормоны. Витамины. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизмдействия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание.Гликолиз.Окислительноедекарбоксилирование.Цикллимоннойкислоты(Кребса,илитрикарбоновыхкислот).Электрон-транспортнаяцепь.Малат-аспартатная и глицерол - фосфатная челночные системы. Энергетические баланс.Фотодыхание.Фотосинтез:С4,С3,CAM - метаболизм. Связь дыхания с фотосинтезом. Глиоксилатный путь. Репликация. Транскрипция. Трансляция. Нуклиновые кислоты. ДНК и РНК. Виды РНКа и их функции. Контроль генов. Lac-и Trp - оперон. Решение задач на биосинтез белка.

Раздел 2. Микробиология и вирусология/4ч.

Темы: Распространение бактерий. Строение бактериальной клетки. Размножение бактерий. Приспособление к неблагоприятным условиям среды. Обмен веществ у бактерий. Практическое значение бактерий. Паразитические бактерии. Вирусы. Бактериофаги. Роль в эволюции.

Раздел 3. Анатомия, физиология и эмбриология растений, животных и человека/20ч.

Растения.

Темы: Опорная система растений. Тургорное давление. Плазмолизидеплазмолиз. Пищеварение растений. Проводящие системы растений. Выделения растений. Координация у растений. Передача раздражений. Гормоны растений. Транспирация. Передвижение воды. Перенос и запасание питательных веществ.

Человек и животные.

Темы: Кожа, кости и мышцы. Кожа. Скелет. Типы мышечного сокращения.Биохимиямышечногосокращения.Кровеноснаяилимфатическаясистема.Свертываниекрови.Болезникрови.Группыкрови.Переливаниекрови.Кровеносныесосуды.Сердце.Лимфа.Кровообращениеуживотных.

Дыханиеигазообмен.Переноскислородаиуглекислогогазакровью.Регуляциядыхания.Происхождениеиэволюциялегких.Дыханиеуживотных.

Пищеварение.Химияпищеварения.Механизмыстимуляциипищеварительныхжелез.Пищеварительные системыживотных.

Выделение.Вещества,содержащиесявмоче.Выделительныеприспособленияуживотных. Нервнаясистема.Мембраннаятеорияпроведениявозбуждения.Электрическаяактивностьмозга.Сон.Психическиеболезнииневрозы.Периферическаянервнаясистема.Специализированныерецепторы-органычувств.

Эндокринная система. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны.

Раздел 4. Генетика/16ч.

Темы: Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены иаллели.Моногибридноескрещивание.Фенотипигенотип.Неполноедоминирование.Определениегенотипов.ЗаконыМенделя.Взаимодействиегенов.Множественныефакторы.Множественныеаллели.Сцеплениеиперекрест.Генетическоеопределениепола.Сцепленныесполомизависимыеотполапризнаки.Инбридингиаутбридинг.Изменениегенов-мутации.Вероятностныезаконы.Генетикапопуляций.Решениезадачразных типов.

Раздел 5. Эволюция/10 ч.

Темы: Происхождение жизни. Основные законы эволюции. Популяции игенофонды. Мутации - материал для эволюции. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Доказательства эволюции. Данныесистематики,морфологии,сравнительнойфизиологииибиохимии,сравнительной эмбриологии, генетики, биогеографии. Приматы. Ископаемые приматы. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

Раздел 6. Экология/10ч.

Темы: Факторы, регулирующие распространение растений и животных. Цепи и пирамиды питания. Популяция и их свойства. Колебания численностипопуляции. Циклические явления в биологии. Циркадные ритмы. Расселение популяции и территориальность. Биоценозы. Экологическая сукцессия. Адаптация. Морфологические и физиологические приспособления. Динамическое равновесие в природе.

Цели программы

Формирование и развитие творческого потенциала личности, умения добывать и применять знания на практике; удовлетворение познавательных интересов лицеистов в области естественнонаучных дисциплин и создание условий для личностного самоопределения и творческой самореализации ребенка.

Результат программы

Программа предполагает следующие результаты:

-               готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-               готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

-               личностное самоопределение,

-               творческая самореализация личности в области естественных наук;

-               знания фундаментальных понятий биологии; общебиологических закономерностей и развития жизни на земле; особенностей жизни как формы существования материи; роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; сущности процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости; эволюции и экологии живых организмов;

-               умение пользоваться научными методами, обобщениями; давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические и цитологические задачи, работать с учебной и научно-популярной литературой.

Метапредметными результатами обучения являются:

-               отбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-               коммуникативные        умения       кратко        и       точно         отвечать  на    вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

На основании этой программы составлено примерное тематическое планирование.

Для решения обозначенных задач используются формы и методы работы, направленные на реализацию деятельностного подхода в обучении, служащие формированию осознанного отношения к собственной деятельности у учащихся, развивающие навыки исследовательской работы.

Материально-техническая база

Материально - техническое оснащение кабинета биологии:

Цифровой микроскоп с видеокамерой

Цифровая лаборатория по экологии

Наборы для лабораторных работ:

•  Микропрепараты(набор)

•  Гаметы

•  Простейшие

•  Мышечная ткань

•  Митоз в корешке лука

•  Животная клетка

•  Растительная клетка

•  Анатомия (по курсу)

Учебные фильмы:

•  Чудо новой жизни

•  Анатомия и физиология человека (2ч)

•  Генетика

•  Голубая бездна

•  Киты,тигровые акулы

•  Общая биология-основы селекции

•  Общая биология –цитология

•  Земля происхождение человека

•  Эволюция животного мира

Таблицы:

•  Человек

•  Зоология

•  Ботаника

•  Строение тела человека+карточки

Модели:

•  ДНК

•  Сердце млекопитающего

•  Глаз млекопитающего

•  ДНК(новая)

•  Скелет человека на штативе(85см)

•  Торс человека (малый–42см)

•  Почка в разрезе

•  Мозг в разрезе

•  Гортань в разрезе

•  Ухо

•  Глаз человека

•  Аппликация «Деление клетки» Аппликация «Развитие хордовых»

•  Груша

•  Яблоко

•  Конечность овцы

•  Конечность лошади

•  Череп человека с раскрашенными костями

•  Скелет лягушки

•  Скелет птицы

•  Скелет крысы

•  Скелет ящерицы

•  Скелет рыбы

•  Скелет кролика

Влажные препараты:

•  Органы дыхания млекопитающих

•  Внутреннее строение птицы

•  Строение сердца позвоночных

•  Медуза

•  Паук-крестовик

•  Рептилия

Скелеты:

•  лягушки

•  птицы

•  крысы

•  ящерицы

•  рыбы

•  кролика

Учебные пособия:

1. Общая биология(9-10) под ред. Полянскогои.Просвещение

2. Биология.Животные.(7-8)НикишовА.И.

3. Биология. Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И.

4. Экология.МамедовН.М.

5. Биология.Шагзашагом.И-во«Открытыймир»: