Адаптация детей дошкольного возраста к условиям школьной жизни

Данная дополнительная общеразвивающая программа относится к стартовому уровню  программ и имеет общеразвивающую направленность. Содержание дополнительной общеразвивающей программы обеспечивает общее психическое развитие детей, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

преподаватели

Лысенко Алла Алексеевна

Содержание программы

«В мире чисел и цифр». "Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова.

Общие понятия.

Признаки предметов.

Выделение ярко выраженных признаков конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Отношения.

Сравнение групп предметов путем наложения и приложения, равно, не равно, столько же.

Числа от 1 до 10

Натуральное число как результат счета. Модели чисел.

Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу, представленному в виде множества, с участием анализаторов.

Величины.

Длина. Сравнение двух предметов по толщине, высоте, длине контрастных размеров. Обозначение результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны.

Элементы геометрии.

Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Пространственные направления « от себя»; справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентация на собственном теле, на ограниченном пространстве.

Формирование временных представлений о частях суток: день-ночь, утро-день.

Конструирование.

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 деталей.

 

2. «В мире звуков и букв». "Предшкольная пора" УМК "Планета знаний" Авт. Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова.

Общие понятия.

Знакомство с буквами и звуками.

Слоги и ударение.

Гласные звуки.

Согласные звуки.

Твёрдые и мягкие звуки.

Использование в речи местоимений.

Образование слов.

Знакомство со схемами.

Знакомство с мягким и твёрдым знаком.

Алфавит.

Образование предложений.

Знаки препинания.

Практические занятия.

Цели программы

Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Результат программы

• ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
• знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
• знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;
• осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.;
• артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
• оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
• обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
• использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
• следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
• смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
• сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
• соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
• правильно произносить все звуки;
• отчетливо и ясно произносить слова;
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определенным звуком;
• определять место звука в слове;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
• составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
• пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
• соблюдать элементарные гигиенические правила;
• ориентироваться на странице тетради.
• Дошкольники должны знать:
• отличие буквы от звука;
• конфигурацию печатных букв;
• назначение прописной и строчной буквы;
• отличие прописных букв от печатных.
• Дошкольники должны уметь:
• ориентироваться на странице тетради;
• перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д;
• печатать буквы;
• отличать заглавные и строчные буквы.

Материально-техническая база

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Экспозиционный экран;

Видео