Вокальная группа "Непоседы"

Актуальность программы хорового пения в том, что музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

преподаватели

Шабалина Инна Вадимовна

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Прослушивание детей. Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

 Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Значение соблюдения правил дорожного движения.

2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Теория. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Увлечение детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна значение создания творческой атмосферы в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям.

Практика.   Ознакомление с упражнениями, правилами пения, распевания, с целью развития голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Отработка изученных упражнений. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

3. Звукообразование. Музыкальные штрихи.

Теория. Формирование вокального звука. Ознакомление с понятием «штрих»

Практика. Вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Отработка теоретического материала.

4. Певческое дыхание.

Теория. Беседа о том, что происходит в теме во время пения, чем яснее механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала.

Практика. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. Взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5. Дикция и артикуляция.

Теория. Беседа о значении правильной дикции и артикуляции. Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

Практика. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.

6. Ансамбль. Унисон. Элементы двухголосия.

Теория. Беседа об умении разучивания простой по складу песни, в которой движение в унисон чередуется появлением двухголосной квинты. Введение понятия унисона.

Практика. Работа над точным звучанием унисона. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование пения без музыкального сопровождения. Вокальные упражнения по закреплению певческих навыков.

7. Музыкально – исполнительская работа.

Теория.  Навыки уверенного пения. Основы работы над народной песней без музыкального сопровождения. Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа.

Практика. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Обработка динамических оттенков и штрихов. Упражнения над выразительностью поэтического текста

8. Ритм. Нотная грамота. Мажорная и минорная гаммы.

Теория. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Изучение нот, знакомство с понятиями скрипичный и басовый ключи. Значение правильного соблюдения пауз во время исполнения произведения.

Практика. Игра «Эхо», «Угадай мелодию» (осознание длительностей и пауз). Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». Исполнение ритмических рисунков. Пропевание простейших мелодий с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов.

9. Сценодвижение.

Теория. Воспитание самовыражения через движение и слово, понимание сценического выражения художественного замысла произведения.

Практика. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Творческое взаимодействие с участниками хорового коллектива.

10. Работа над репертуаром.

Теория. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара.

Практика. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11. Концертная деятельность.

Теория.  Обсуждение и анализ ошибок и поощрение удачных моментов концертного выступления.

Практика. Работа с детьми по культуре поведения на сцене. Развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.

12. Итоговые занятия. 

 

Цели программы

Создать условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность

Результат программы

 По итогам обучения учащиеся должны знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз. штрихи;

- средства муз. выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

Особые условия проведения

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики, разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г. Тюмени И. А. Леоновой.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Материально-техническая база

Музыкальный класс, пианино, микрофон