Кружок "Чудеса конструирования"

Дополнительная  общеобразовательная программа «Чудеса конструирования» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на развитие творческих способностей детей. Программа включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование. Техническое моделирование и конструирование позволяют лучше познать и развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствуют познанию окружающей действительности. Особое значение конструктивно-модельная деятельность имеет для развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, образного мышления. Конструирование - вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами без внесения существенных изменений. Техническое моделирование и конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

 

Педагоги

Воспитатели дошкольных групп детей 5-6 и 6-8 лет

Содержание программы

 Актуальность Программы

Анализ содержания педагогической практики  в МДОУ №7 «ВИШЕНКА» показал проявление в детской деятельности следующих тенденций: копирование детьми чужого опыта, действие ребёнка по образцу, предоставляемому взрослым, навязывание ему стереотипного мышления, боязнь ребенка перед собственной инициативой и самостоятельными шагами. В данных условиях творческое мышление детей изначально приостанавливается, продукты детского творчества, как результат творческой мыслительной деятельности не отражают  творческой индивидуальности ребёнка, коллективная деятельность также не носит творческого комфортного и радостного характера. Подражание окружающим, копирование чужого опыта, своего рода «имитация созидательной творческой деятельности» может затормозить развитие индивидуальности дошкольника и негативно повлиять на характер его деятельности во взрослом состоянии.

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования.  Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.

 

Новизна Программы

Программа  нацелена  на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно-модельной деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование  способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности. 

Возраст обучающихся участвующих в реализации Программы:  дошкольная группа от 5 до 6 лет, дошкольная группа от 6 до 8 лет.

 Срок реализации Программы  - 1 год. 

 

Формы и режим занятий: Совместная   деятельность по реализации Программы  проводится  1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительность совместной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту и не превышает 30 минут (для обучающихся 5-6 лет – 25 минут, для обучающихся 6-8 лет – 30 минут).

 

Цели программы

Цель: развитие конструктивно-модельной деятельности, формирование и развитие творческих способностей.  

Результат программы

1.1.         Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: 

Устойчивый интерес к конструированию и моделированию

Планируемые результаты после 1 года обучения (5 – 6 лет):

Обучающиеся должны знать:

·        правила безопасности во время работы с материалами;    

·        название базовых моделей;

·        элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);

·        названия инструментов для работы с данными материалами. 

Обучающиеся должны уметь:

·        планировать и организовывать свою работу;

·        конструировать плоские и объемные модели по образцу, по модели, по схеме, по условию, по собственному замыслу;

·        конструировать с опорой на схему или образец соответственно возрасту;    

·        конструировать по заданной теме;

·        конструировать по представлению (без схемы);

·        дополнять модели по собственным задумкам;   

·        сравнивать и классифицировать объекты по 3-4 свойствам;

·        определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;

·        ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;     

·        работать в группе.

 

Ожидаемый результат после 2 года обучения (6 – 8 лет)

Обучающиеся должны знать:

·        название используемых видов материалов и конструкторов;    

·        название деталей, их назначение и применение;

·        правила безопасности во время работы;

·        этапы работы над моделью при конструировании по замыслу.    

Обучающиеся должны уметь:

·        планировать и организовывать свою работу;

·        конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;   

·        конструировать по заданной теме;

·        конструировать по представлению (без схемы);

·        дополнять модели по собственным задумкам;    

·        называть и конструировать плоские и объемные модели;

·        владеть основами моделирующей деятельности;

·        сравнивать и классифицировать объекты по 5 - 6 свойствам;

·        ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;

·        определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;

·        уметь придумывать свои конструкции и модели, создавать к ним схемы-рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи по плану, получать задуманное;

·        выделять «целое» и «части»;

·        конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и коллективно по образцу, по условию, по наглядным схемам, по замыслу;

·        составить рассказ о своей модели (презентация своей модели).

Особые условия проведения

 Отличительные особенности Программы

Программа  позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности понять практическую целесообразность конструирования, создание элементарных технических модулей и приспособлений. Реализация  Программы способствует овладению обучающимися новыми навыками конструктивно-модельной деятельности  и расширяет круг их интересов. Доступность реализации независимо от материально-технических и кадровых условий. При необходимости Программа может быть адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Материально-техническая база

·        Материально-техническая база:

Ø проектор;

Ø магнитофон; аудиокассеты.

·        Дидактические материалы:

Ø  раздаточные материалы;

Ø  демонстрационные материалы;

Ø  технологические карты;

Ø  образцы моделей.