ТИКО строители

Программа является началом формирования у детей 5-6 лет понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.

 

Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача воспитателя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у ребят созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью дети включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.

 

Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.

преподаватели

Темная Маргарита Александровна, 1991года рождения, работает в дошкольном учреждении с 2014 года в должности воспитателя. Имеет высшее педагогическое образование. Окончила в 2013 году МГГУ им. Шолохова, факультет дефектологии по специальности сурдопедагог. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Прошла курсы повышения квалификации «Современные образовательные технологии. Модуль "Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста"» в объеме 18 часов.,2020г.

Содержание программы

Тема. Плоскостное моделирование (18 ч асов из них 6 ч. теория, 12 ч. практика)

Теория (6 ч.) Исследование форм и свойств многоугольников. Сравнение и классификация (по трем – четырем свойствам). Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов. Пространственное ориентирование. Комбинаторика. Периметр.

Практика. (12 ч.) Исследование форм и свойств многоугольников. Сравнение и классификация (по трем – четырем свойствам). Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов. Пространственное ориентирование. Комбинаторика. Периметр.

Раздел 1. «Плоскостное моделирование»

1.1 Исследование форм и свойств многоугольников.

Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».

I часть - Происхождение понятия «геометрия». Определение названия геометрических фигур  наощупь.  Задание: найди несколько вариантов конструирования  7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур (приложение № 8).

II часть – Конструирование по контурной схеме «Автомобиль» (карточка №  35 – приложение № 4).

Достраивание плоскостной фигуры «Автомобиль» в объемную.

Материалы: конструктор ТИКО.

1.2 Сравнение и классификация (по трём – четырём свойствам).

Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по трём - четырём свойствам.

Практическое задание:

I часть - Поиск фигур по словесному описанию.

II часть – Конструирование по контурной схеме «Верблюд» (карточка № 36 – приложение № 4).

Конструирование по образцу «Лодка» (приложение № 11).

Материалы: конструктор ТИКО.

1.3 Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов.

Теория: Понятия «узор», «орнамент», «симметрия».

Практическое задание:

I часть - Составление плоскостного узора на основе симметрии (приложение № 6).

II часть – Конструирование по контурной схеме «Лодка» (карточка №  38 – приложение № 4).

Конструирование по образцу «Черепаха» (приложение № 11).

1.4 Пространственное ориентирование.

Теория: Понятия «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

 

1.5 Комбинаторика.

Теория: Комбинирование четырёх геометрических фигур.

 

1.6 Периметр.

Теория: Понятие «периметр».

 

1.7 Площадь.

Теория: Понятие «площадь».

 

1.8 Выделение частей и целого.

Теория: Выделение заданного количества фигур из множества.

 

 

Тема. Плоскостное моделирование (18 ч асов из них 7 ч. теория, 11 ч. практика)

Теория (7 ч.) Площадь. Выделение частей и целого. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе призмы. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе сложных многогранников.

Практика. (11 ч.) Площадь. Выделение частей и целого. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе призмы. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе сложных многогранников. Тематическое конструирование.

 Раздел 2. «Объемное моделирование»

2.1 Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды.

Теория: Понятия: «грань», «ребро», «вершина», «основание», «четырехугольная пирамида». Соотношение вершин основания, боковых граней и ребер пирамиды.

I часть - Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта,   имеющих форму четырехугольной пирамиды. Конструирование четырехугольной пирамиды.

II часть – Конструирование по контурной схеме (приложение № 4).

 

 2.2 Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе призмы.

Теория: Понятия: «грань», «ребро», «вершина», «основание», «четырехугольная призма», «пятиугольная призма». Соотношение количества вершин основания, боковых граней и ребер призмы.

I часть - Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта,   имеющих форму пятиугольной призмы. Конструирование пятиугольной призмы.

II часть – Конструирование по образцу «Петушок – перчаточная кукла» (приложение № 11).

2.3 Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе сложных многогранников.

Теория: Понятия «многогранник», «ромбокубооктаэдр», «грань», «ребро», «вершина», «основание».

I часть - Конструирование ромбокубооктаэдра (приложение № 10).

II часть – Конструирование по образцу «Лунтик» (приложение № 11).

2.4  Тематическое конструирование.

 

Цели программы

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Результат программы

А) Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

По окончании дети должны знать и уметь:

·        различные виды многогранников;

·        понятия о «периметре» и «площади» геометрических фигур.

Б) Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

·        любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);

·        общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);

·        творческая направленность (стремление к созданию чего-то нового).

В) личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы:

v Личностные

·        Обогащение творческих представлений;

·        Созидательное отношение к вещам и окружающему миру;

 

v Метапредметные

·        выделять «целое» и «части»;

·        ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;

·        сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

·        выявлять закономерности;

 

 

v Предметные

·        решать комбинаторные задачи;

·        конструировать и исследовать многогранники;

·        конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

·        владеть основами моделирующей деятельности;

·        считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

·        создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

•         Проектор;

•         Ноутбук;

•         Телевизор;

•         Стеллаж для хранения наглядного материала;

•         Конструктор ТИКО;

•         Цветные карандаши;

•         Столы 13 штук;

•         Стулья 26 штук.