Кружок "Самоделкин"

Конструирование  является  одним  из  важнейших  и  интереснейших  видов

продуктивной  детской  деятельности.  Оно  развивает  способность воспринимать  такие внешние  свойства  предметного  мира,  как  форма,  пространственные  и  размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции,  создавать  новые,  оригинальные  образы.  Конструирование  имеет  большое значение  для  развития  личности  ребенка,  его  творческих  способностей,  воображения, мышления,  для  формирования  пространственных  представлений.  Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия -  наглядного моделирования.

Работа  по  конструированию  рассчитана  на  четыре  учебных  года,  со  2-й  младшей и  по  подготовительную  группу,  и  предусматривает  освоение  заданий  разной степени  сложности.  Основной  задачей  развития  конструктивных  и  познавательных способностей  являются  приобщение  к  миру  художественного изобретательства,  формирование  познавательной  и  исследовательской  деятельности, стремление к умственной деятельности.

Настоящая рабочая программа по обучению конструированию составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования  (утвержден  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации  от  17.10.2013  г.  No  1155)  и  направлена  на  реализацию  содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Данная рабочая программа имеет цель - развитие конструктивных, познавательных

и творческих способностей и способствует решению следующих задач:

-  способствовать пониманию пространственных соотношений;

-  учить  пользоваться  дополнительными  сюжетными  игрушками,  соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);

-  развитие у детей действий пространственного моделирования предмета;

-  развитие  действий  творческого  воображения  (разработки  собственного  замысла конструкции, завершения незаконченной постройки, через дополнение и изменение заданного образца новыми элементами);

-  развитие умения устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни; 

-  формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;

-  определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.

-  учить аккуратности в процессе деятельности;

-  познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами;

-  учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Педагоги

Воспитатели возрастных групп: младшие, средние, старшие и подготовительные.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Содержание программы

Программа разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только деятельность в группе. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя природный материал (песок, снег, жёлуди, шишки, кору, листья, камешки, траву, солому и др.), а так же другие материалы (бумагу, картонные коробки, палки и т. п.)

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды.

В процессе реализации программы реализуется интеграция задач различных образовательных областей.

Образовательная область
Решаемые задачи
Физическая культура
Развитие мелкой моторики, цветоразличения и цветовосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве
Здоровье
Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни
Безопасность
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
Чтение художественной литературы
Формирование целостной картины мира, через приобщение к художественному слову
Художественное творчество
Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность детей ручной труд и художественное конструирование
Социализация
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали
Труд
Формирование        трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, развитие  познавательно-исследовательской деятельности
Музыка
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины  мира в сфере музыкального искусства, творчества; использование музыкальных        произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Коммуникация
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
 

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приѐм детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.).

Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности  один раз в неделю  во вторую половину дня.

Длительность:

Младшие группы (1 ый год обучения) -15 мин.

Средние группы (2 ой год обучения) -20 мин.

Старшие группы (3 ий год обучения) -25 мин.

Подготовительные группы (4 ый год обучения) -30 мин

Цели программы

Данная рабочая программа имеет цель - развитие конструктивных, познавательных

и творческих способностей и способствует решению следующих задач:

-  способствовать пониманию пространственных соотношений;

-  учить  пользоваться  дополнительными  сюжетными  игрушками,  соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.);

-  развитие у детей действий пространственного моделирования предмета;

-  развитие  действий  творческого  воображения  (разработки  собственного  замысла конструкции, завершения незаконченной постройки, через дополнение и изменение заданного образца новыми элементами);

-  развитие умения устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни; 

-  формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта;

-  определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.

-  учить аккуратности в процессе деятельности;

-  познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами;

-  учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу

Результат программы

Младшая группа

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные  умения,  учить  различать,  называть  и  использовать  основные  строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки. 

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). 

 

К концу года дети могут

•  Знать,  называть  и  правильно  использовать  детали  строительного

материала.

• Располагать кирпичики, пластины вертикально.

• Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

 

Средняя группа

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта. 

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

К концу года дети могут

•  Использовать  строительные  детали  с  учетом  их  конструктивных свойств.

• Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

• Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

 

Старшая группа

Продолжать  развивать  умение  детей  устанавливать  связь  между  создаваемымипостройками  и  тем,  что  они  видят  в  окружающей  жизни;  создавать  разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.). 

К концу года дети должны уметь

• Анализировать образец постройки.

•  Планировать  этапы  создания  собственной  постройки,  находить

конструктивные решения.

• Создавать постройки по рисунку.

• Работать коллективно.

Ручной труд

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Продолжать учить делать игрушки, сувениры из природного материала.

Формировать  умение  самостоятельно  делать  игрушки  для  сюжетно-ролевых  игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.

Привлекать  к  изготовлению  пособий  для  занятий  и  самостоятельной  деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.

Подготовительная к школе группа

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театрыи др.).

Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения наоснове анализа существующих сооружений.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные

конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта).

Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

К концу года дети должны уметь

• Соотносить конструкцию предмета с его назначением.

• Создавать различные конструкции одного и того же объекта.

• Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

 

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

 

Учить детей создавать разнообразные объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». 

Работа с природным материалом. Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов. 

Особые условия проведения

Главная задача работы дошкольного учреждения в целом — укрепление здоровья воспитанников. Поэтому и развивающая среда должна быть полностью безопасной для малышей.

В младшем возрасте необходимо обратить внимание на размер деталей конструктора: мелкие, которые могут представлять потенциальную угрозу для здоровья, не используют вообще, отдавая предпочтение элементам со стороной 4–5 см и больше.

Кроме того, каждый новый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, должен быть обследован воспитателем, потому что на деталях бывает производственный брак: заусеницы, сколы и тому подобное. Некачественные наборы строительного материала следует обменять у продавца, но незначительные дефекты, к примеру, остатки литья на пластиковых деталях, можно удалить самостоятельно и зачистить поверхность наждаком. То же относится и к бросовому материалу для поделок: его тоже тщательно осматривают, очищают, подготавливая к использованию детьми.

В средней группе вводится конструирование из природного материала. Для самостоятельного творчества малышам предлагают материалы, которые не представляют опасности: шишки, грецкие орехи, каштаны, листья, крылатки клёна. Поделки с использованием мелких материалов (желудей, ракушек, семян фасоли, подсолнечника и т. д.), а также веточек, палочек, хвои дети изготавливают под контролем педагога. Контроль необходим и в старшей группе, когда ребятишки изготавливают поделки с применением проволоки, винтиков, гаек.

С детьми средней и старшей группы проводят беседу о правилах пользования природным материалом, мелкими деталями конструктора, приучая их управлять своим поведением и заботиться о собственном здоровье, что очень пригодится им в школе.

 

Соответствие возрасту детей.

Конструктор для младшего возраста содержит кубики, кирпичики, призмы, цилиндры и небольшие пластины, в средней группе к ним прибавляют пластины узкие разной длины, квадратные, прямоугольные для сооружения мостиков, многоэтажных зданий. Детали в этих конструкторах прикладываются и накладываются друг на друга, не скрепляясь, и обыгрывание их представляет собой несложные действия (заведём машину в гараж, посадим собачку в будку, уложим пупса в кроватку).

В старших группах детям становятся интересны конструкторы с различными типами креплений. Постройки из них более прочные и позволяют развивать сложную сюжетную игру с использованием кукол, фигурок животных, игрушечного транспорта, не боясь, что сооружение развалится.

Интересен старшим детям и сам процесс конструирования либо моделирования, результатом которого является не постройка, а объёмный предмет. Поэтому воспитанникам старшей и подготовительной групп можно предлагать 3-D конструкторы из дерева и пластика, которые сродни пазлам и головоломкам: «Бабочка», «Автомобиль», «Самолёт».

Разнообразие.

В младшем возрасте необходимо разнообразие форм и цветов, поскольку у детей формируются сенсорные представления (с участием всех органов чувств). Помимо того, младшие дошкольники обследуют все предметы, сравнивая их вес, какие они на ощупь, как звучат при ударе один о другой. Строительный материал из пластика и дерева даёт им большой простор для исследовательской активности.

Старшим воспитанникам требуется разнообразие тематическое. То есть, одного-двух наборов конструктора им будет недостаточно, нужно иметь строительный материал, из которого дети смогут возвести и автозаправку, и детскую площадку с качелями, и ферму, и зоопарк. При умелом руководстве педагога конструирование построек из тематического набора перерастёт в увлекательную игру с соответствующим сюжетом.

Разнообразие нужно и в оснащении уголка природным материалом, запасами бумажных форм, элементов декорирования поделок. Это стимулирует фантазию и расширяет кругозор детей, побуждает к действиям с новыми материалами, экспериментированию, даёт детям возможность выразить свои мечты, желания в творчестве.

Функциональность. Всё оборудование уголка конструирования должно активно использоваться детьми, вызывать у них радость и желание заниматься творчеством. 

Развивающая ценность. Конструирование как вид деятельности содержит безграничные возможности для развития способностей и талантов малышей.

Совсем маленькие «строители» увлекутся исследование свойств предметов и материалов, яркими цветами деталей, детям постарше будут интересны строительные профессии, информация о труде людей, которые создают корабли, самолёты, машины, их пользе для общества. 

В уголке конструирования для старших дошкольников можно использовать фото и рисунки с изображением знакомых им зданий, памятников, архитектурных украшений, которые они видят в родном городе или посёлке. Это и углубляет знания детей о родном крае, и побуждает к наследованию, воспроизведению увиденного, и воспитывает любовь к своей маленькой родине, учит видеть красивое рядом.

Материально-техническая база

В группах есть необходимый материал.

Стоимость

Бюджет