Юный лесовод

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

Педагоги

Колесников Никита Александрович, учитель биологии, ОБЖ

Содержание программы

Лес – основной компонент окружающей среды

и богатство человечества (30 часов)

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

«Определение типа леса по лесорастительному покрову».

Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»

Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес». Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения».

Основы лесоводства и лесоведения (6 часов)

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.

Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

1.      «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

 

Тема 4.  Организация лесозаготовок и переработки древесины (8 часов)

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

1. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

2. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.

 

Тема 5.Лесовозобновление (5 часов)

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. Естественное возобновление под пологом материнского древостоя, на вырубке. Антропогенное влияние на естественное лесовозобновление

 
Тема 6.Охрана и защита лесов (19 часов)

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах нарушений в лесу  и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

        1. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей  дерева, поражений болезнями.

        2.  Оформление стенда «ООПТ Московской области».

        3.  Подготовка и проведение викторины «Тайны лесного царства».

  Итоговое занятие

Цели программы

• формирование представлений о лесоведение и лесоводстве, о роли леса в природе и жизни человека, о свойствах лесных сообществ, о географических, экологических, биологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Результат программы

Личностные результаты:

овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности экологических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.
   

 Метапредметные результаты освоения программы кружка заключаются    

           в формировании и  развитии:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
 

  Предметные результаты: 

формирование представлений о лесоведение и лесоводстве, о роли леса в природе и жизни человека, о свойствах лесных сообществ, о географических, экологических, биологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических, биологических и экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.     

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1. Лесоведение. Учебное пособие/ Сенов С.Н., Грязькин А.В./Санкт-Петербург, 2006

 2.http://forest.ru/

3. http://forest.geoman.ru/

4. http://paseka.su/

5. http://www.mnr.gov.ru/