Данная программа основывается на следующих современных представлениях о психологии и генезе (развитии), строении и формировании высших психических функций у детей, представленных А.В. Семенович, Л.С. Цветковой, А.Р. Лурией:
1. Все высшие психические функции сложны по своему генезу и строению, и их правильное формирование и протекание зависит от взаимовлияния с другими психическими процессами.
2. Все высшие психические функции рождаются в деятельности и из внешних и развернутых (когда поначалу в их формировании участвует множество афферентаций) становятся внутренними («интериоризированными») и свернутыми (т.е. внешние практические действия становятся внутренними умственными).
3. Нужно учитывать, что при аномальном развитии психической сферы нарушение одного психического процесса ведет к системному эффекту: то есть нарушению других психических процессов, взаимосвязанных с нарушенным структурно или функционально.
4. У детей с аномалией или недоразвитием существуют или имеют место компенсаторные процессы. Следовательно, нужно, при исследовании отдифференцировать дефект от компенсации этого дефекта.