Юный шахматист

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Программа  направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Работа с обучающимися по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

преподаватели

Титов Иван Сергеевич

Содержание программы

1.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки  юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3.
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4.
     Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)
6.
     Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
7.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
8.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
9.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.
10.
     Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

Цели программы

научить детей логически мыслить, рассуждать и делать выводы, формируя умение правильно оценивать ход своих мыслей и ответственность за принятые решения.

Результат программы

К концу  обучения обучающиеся должны

 знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
 уметь:

·         ориентироваться на шахматной доске;

·         играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·         правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·         различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·         рокировать;

·         объявлять шах, мат;

·         решать элементарные задачи на мат в один ход.

·         правильно вести себя за доской;

·         записывать шахматную партию;

·         матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

·         грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·         находить несложные тактические приемы;

·         точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:

·       личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·       метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·       предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

·       определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·       в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Особые условия проведения

Оценочные материалы

Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся (приложение 1).

Результаты освоения образовательной программы обучающимися заносятся в таблицу:

·         полностью освоивших программу дополнительного образования – высокий уровень (9-10 баллов);

·         освоивших программу не в полном объеме – средний уровень (5-7 баллов);

·         освоивших программу в минимальном объеме – низкий уровень ниже среднего (0-4 балла).

Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- журнал посещаемости занятий;

- выполнение практических заданий во время проведения  игр;

- материал анкетирования и тестирования обучающегося;

-результаты участи в соревнованиях.

Форма представления и демонстрации образовательных результатов:

- аналитическая справка;

- участие в соревнованиях

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный кабинет, компьютерный класс и игровой зал.

Перечень оборудования учебного кабинета: демонстрационная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, шахматные доски (1 на каждого воспитанника), шахматные часы (одни на двоих).

Перечень оборудования компьютерного класса: персональные компьютеры (8 шт.), проектор, интерактивная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Учебный комплект на каждого обучающегося: рабочая тетрадь, задачники (в соответствии с годом обучения), ручка, цветные карандаши, шахматные доски и часы.

Информационное обеспечение:

·         книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты, эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия),

·         задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации),

·         видеоролики (по тактике, стратегии, эндшпилю, дебюту),

·         портреты чемпионов мира по шахматам и информационно-исторический стенд «На шахматном олимпе»,

·         альбом шахматной школы (архив), фото-стенд «Наша гордость»,

·         компьютерные программы для начинающих шахматистов и для разрядников (приложение 1).

Кадровое обеспечение:

·         педагог дополнительного образования