Юный химик, 12-14

Современному человеку просто необходимо знать и правильно использовать достижения современной химии и тех веществ, которые используются в быту.

На базе общеобразовательной организации МОУ Чулковской СОШ №20 предполагается использование оборудования, средств обучения и воспитания для освоения программы дополнительного образования естественно-научной направленности новообразованного центра «Точка роста» «Юный химик». Курс «Юный химик» является системным, в нем ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии, а также знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

преподаватели

Голикова Надежда Андреевна

Содержание программы

1.Реактивы, посуда, оборудование, техника безопасности (2ч)

2.Что надо знать о товарах бытовой химии (3ч)

3.Кислоты, щелочи и соли в нашем доме. Техника безопасности  хранения и использования препаратов бытовой химии (5ч)

4. Специфические свойства некоторых кислот (5ч)

 

 

 

5. Растворы и растворители (4ч)

 

6. Приготовление растворов (3ч)

7. Минералы у нас дома (3ч)

8. Поваренная соль (2 ч).

9. Выращивание кристаллов (2ч)

10. Решение занимательных задач (4ч)

11. Спички (2ч).

 

 12. Карандаши и акварельные краски (3 ч).

13.Стекло (2 ч).

14.Керамика (1 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Учащиеся должны знать: виды и химический состав глин, историю керамического производства.

15. Получение веществ (2ч)

Практические работы

 1. Индикатор воды

2. Получение гидроксида натрия

3. Чернила для тайнописи

4. Получение поташа

Учащиеся должны иметь представление о простейших рецептах приготовления чернил.

16. Индикаторы своими руками (3ч)

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Практическая работа

 1.Приготовление различных индикаторов

2.Оформление результатов проекта

Учащиеся должны иметь представление об индикаторах, уметь определять характер среды с помощью индикаторов

17.  Сколько красителей в листьях растений (3ч)

Практическая работа

1.Исследование красителей

2. Оформление результатов проекта

18. Влияние жесткости воды на пенообразование мыла (3ч)

Жесткость воды и способы ее удаления. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины.

Основные термины:  жесткость воды, накипь, ржавчина.

Учащиеся должны знать: причины жесткости воды и образование накипи, способы умягчения воды и удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления.

Учащиеся должны уметь: умягчать воду, удалять накипь и ржавчину.

Практическое занятие: Исследование жесткости воды на пенообразование.

19. Химия и медицина (3ч)

Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств.

Учащиеся должны знать: минимальный перечень необходимых лекарств домашней аптечки, правила использования и хранения лекарств.

20. Химические волокна и полимеры (3ч)

Химические волокна: капрон, лавсан, ацетатное волокно. Полимеры: полиэтилентерефталат, полиуретан, поливинилхлорид, полистирол. Получение и применение.

Практические работы: распознавание пластмасс. Распознавание волокон.

21. Химические средства и косметика (5ч) 

Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика. Мыло. Духи. Кремы. Лаки.

Основные термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, крем.

Учащиеся должны знать: назначение зубной пасты, макияжа.

Учащиеся должны уметь: подбирать зубную пасту, щетку, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.

Демонстрации: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

Практические занятия: чистка зубов, наложение макияжа, приготовление твердого мыла.

22. Препараты бытовой химии – наши помощники. Техника выведения пятен (2ч)

 Пятновыводители. Удаление жировых пятен. Чистка верхней одежды.

Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворитель, загрязнитель.

Учащиеся должны знать: технику выведения жировых пятен, приемы чистки одежды.

Учащиеся должны уметь: выводить пятна, чистить верхнюю одежду.

23. Химия и охрана природы (2ч). Проблема загрязнения окружающей среды.

24. Основы почвоведения (3ч). Почва. Основные характеристики почвы. Почвообразование. Факторы почвообразования.

Учащиеся должны уметь: определять и характеризовать рН почвы, определять гранулометрический состав методом скатывания колбасок.

25. Химические игры (2ч)

   Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, самостоятельную работу с различными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.

   Проектные работы  позволяет  сформировать у учащихся  умение самостоятельно приобретать  и применять знания, а также развивают их творческие способности

Цели программы

расширение знаний учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни.  

Результат программы

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Личностные результаты:

- Умение обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту.

- Умение оформлять результаты своей деятельности.

- Умение самостоятельно, или при консультационной поддержке педагога, извлекать и структурировать информацию из различных источников.

- Умение ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий (в пределах программы определенного уровня).

- Выполнять задания по инструкции педагога.

Метапредметные результаты:

- Умение осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи.

- Умение участвовать в обсуждении учебных, творческих проблем.

 - Представлять продукты творческой деятельности на выставке, смотре, олимпиаде.

- Выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей.

-Владеть разнообразными средствами творческой (поисковой, экспериментальной, исследовательской) работы.

 Предметные результаты:

- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»

- знание химической посуды и простейшего химического оборудования

- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами

- умение определять признаки химических реакций

- умения и навыки при проведении  химического эксперимента

- умение проводить наблюдение за химическим явлением.

Особые условия проведения

Особенностью дополнительной общеразвивающей программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, экологии  и почвоведения. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

возраст с 12 до 14 лет

Материально-техническая база

Кабинет, в котором проводятся занятия, просторный, светлый, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по химии имеются книги, журналы с иллюстрациями, раздаточный материал, фильмы.

Для реализации Программы используется дидактическое обеспечение:

1) наглядные пособия, образцы работ, сделанные педагогом и обучающимися;

2) слайды, видео-аудио пособия;

3) раздаточный материал;

4) накопительные папки обучающихся;

5) книги для учащихся,

6) сборник домашних опытов

Кроме того, для организации продуктивной деятельности на занятиях кружка широко используются:

- Дидактические игры и задания по указанным темам:

- Материалы электронных учебников

- Наглядные пособия: таблицы, картинки.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1 Мультимедийные обучающие программы.

2 Ноутбук

3 Мультимедиа-проектор

4 Аудио и видео диски

5 Раздаточный материал, книги, рабочие тетради

6 Бумага А4, бумага цветная, картон, папка А4

7 Фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш, ручка

8 Ножницы, клей

9 Линейка, ластик

10.Химическая посуда

11.Химические реактивы

12.Подносы для опытов

13.Химическое оборудование

14.Полотенце

15. Цифровая лаборатория по химии