ШКОЛА ПСИХОЛОГА

Очень часто педагоги сталкиваются с психологическими проблемами, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на весь педагогический процесс.

Занятия направлены на развитие психологических знаний обучающихся и их эмоциональной сферы. Обучающиеся приобретают коммуникативные навыки, опыт социального общения и социальной адаптации.

Педагоги

Гаевая Елена Евгеньевна педагог-психолог

Содержание программы

Организация школьной службы примирения (4 часа).

Цели, задачи, принципы, формы работы, нормативно-правовая база школьной службы примирения. Этапы организации школьной службы медиации. Основные понятия восстановительной медиации. Медиатор: его функции, принципы работы. Демонстрация видеофильмов: «Школьная служба примирения», «Круги сообщества». Диагностическая работа №1. Анкетирование о причинах конфликтов.

Способы эффективного общения (8 часов)

Общение: определение, функции, виды. Средства общения: вербальные, невербальные. Механизмы взаимопонимания. Особенности делового общения. Коммуникативная компетентность.  Способы эффективного общения. Переговорные стили. Тестирование:  «Какой я в общении?», Упражнение «Рефлексия», «Дистанция». Ролевая игра «Переговоры». Презентация «Способы эффективного общения». Практическая работа №1. Распознание информации передаваемой невербально. Практическая работа №2. Способ общения наиболее эффективный для тебя. Диагностическая работа №2. Тест: «Какой я в общении?»

Конфликты и способы их разрешения (12 часов).

Конфликт: определение, структура, этапы, динамика, функции конструктивные и деструктивные. Специфика школьных конфликтов. Диагностическая работа №3. Тест Томаса: «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».Понятие и разновидности психологической защиты. Способы предотвращения конфликтов. Конструктивное разрешение конфликтов. Определение стратегии поведения в конфликте. Эффективные способы разрешения конфликта. Практическая работа №3. Тренинговые упражнения по разрешению конфликтов. Практическая работа №4. Самостоятельное составление картографии конфлика. Практическая работа №5.Ролевая игра «Стратегии поведения в конфликте».

Принципы работы медиатора (2 часа).

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами при урегулировании конфликта: тактика поочередного выслушивания, «сделка», «челночная дипломатия», взаимодействие с одним, двумя оппонентами. Техники работы медиатора: рефлексивного, контекстуального, независимого вмешательства. Стадии медиации: предмедиация, медиация, медиативное соглашение, завершение медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации.

Технологии работы медиатора (4 часа).

Изучение алгоритма  организации примирительной встречи медиатора и  беседы со сторонами конфликта. Практическая работа№6 - ролевая игра «Организация примирительной встречи, заключение примирительного договора». Анализ выбора технологии медиации в зависимости от конфликтной ситуации. Особенности организации «кругов сообщества».

Ярмарка достоинств ( 6 часов).

Самоанализ и самоконтроль. Практическая работа№6. Ролевая игра. Выражение своих чувств без агрессии и конфликта. Развитие уверенности в себе. Поиск ресурсов, снятие внутренних зажимов. Создание позитивного настроя, сплочение группы. Развитие социальных и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Сплочение группы, развитие доверия. Настрой на дальнейшее самосовершенствование. Диагностическая работа №5. Тест на получение обратной связи «Незаконченные предложения».

Работа по созданию службы медиации в ОУ предполагает серию практических занятий, помогающих будущим медиаторам овладеть техникой активного (эмпатического) слушания, понимания механизма работы эмоций человека, техникой управления эмоциональным состоянием, и знакомство с методикой проведения переговорного процесса.

Цели программы

способствовать развитию самопознания обучающихся, совершенствованию их общения со взрослыми и сверстниками, знакомить подростков с научной психологией (психологией общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга) на доступном языке. Создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Результат программы

Личностные:

·       повышение коммуникативной и психологической компетенции учащихся, в первую очередь- участников программы;

·       подготовка медиаторов для школьной службы примирения;  

·       снижение уровня  конфликтности в межличностных отношениях учащихся и   улучшение психоэмоционального климата в школе.

·       создается альтернативный путь разрешения конфликтов. Уладить конфликт ученикам помогают их сверстники, а не педагоги или администрация.

·       конфликт превращается в положительный, созидательный процесс, внедрение посредничества в школьную жизнь улучшает дисциплину.

·       ученики учатся не только разрешать конфликты. В процессе овладения посредничеством приобретаются навыки активного слушания, организаторской деятельности и другие полезные коммуникативные умения.

 Метапредметные:

 ·       регулятивные - обеспечивать умение решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

·       познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

·       коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Предметные:

·       составлять карту конфликта;

·       знать и применять алгоритм примирительной встречи.

 Будут знать:

о психологии как науке, что такое восприятие и ощущение; о памяти, мышлении, слуховой памяти, зрительной памяти, способах эффективного запоминания, логического мышления, творческого мышления; о ценностях; планировании времени; понятии агрессия; «эмпатия», «общение»; виды общения; что такое «конфликт»; виды конфликтов; причины конфликтов; способы разрешения конфликтов; основы психологического исследования

Будут уметь:

оказывать  помощь педагогу в проведении диагностических работ, составлять психологический портрет личности, уверенно защищать проектные работы; составлять анкеты, опросники по заданным темам, определять жизненные цели и задачи

Особые условия проведения

ля зачисления в объединение необходимо родителям заполнить заявление, предоставить согласие на обработку персональных данных ребенка

Материально-техническая база

Бумага для рисования, краски, карандаши, фломастеры, ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр