"Берегиня" (г.Красноармейск)

Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей, понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям.

Физическая культура: включает в себя подвижные игры, досуги, развлечения.

Музыка: включает музыкальные произведения в соответствии с темой занятия, музыкальные игры, праздники (в том числе и фольклорные).

Художественная литература: включает познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, былины, сказания, легенды, рассматривание картинок и иллюстраций.

Социализация: включает экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Познание: включает занятия, игры, прогулки, беседы.

Художественное творчество: мастер-классы, конкурсы, выставки, изготовление изделий в соответствии с темой занятия, произведение живописи и икон.

Программа охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учётом учебного плана ДОУ.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:

1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

 

 Структура программы:

1.Блок: «Мой внутренний мир» -основы православной культуры.

2.Блок: «Родина моя»- патриотическое воспитание.

3.Блок: «Кладязь доброты» -нравственные ценности.

4.Блок: «Горница» -традиции национальной культуры.

5.Блок: «Природа и я»-экология.

6.Блок: «Подмосковье»- национально-региональный компонент.

Направления работы:

1. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность).

2. Духовно-образовательное (занятия, беседы).

3. Культурно-познавательное (целевые прогулки, экскурсии).

4. Воспитательно-оздоровительное (утренники, подвижные и ролевые игры, прогулки).

 Методы и принципы реализации программы:

Принципы: принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания и доступности, принцип интеграции, принцип природосообразности, принцип наглядности.

Методы: словестно-образный, практический, наглядно-действенный.

Принцип систематичности и последовательности: предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

Принцип культуросообразности: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.

Принцип наглядности: который просматривается при проведений наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

Принцип сочетания научности и доступности: -исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры.

Принцип природосообразия: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Словестно-образный метод используется: чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; разбор житейских ситуаций, ответы на вопросы педагога, детей; чтение сказок, былин, христианских притч; сообщение дополнительного материала воспитателем; беседы с элементами диалога; рассматривание наглядного материала; загадывание и отгадывание загадок.

Практический метод включает: организацию продуктивной деятельности; проведение игр.

Наглядно-действенный метод используется: наблюдения; проведения музыкальных и дидактических игр; показ сказок; воплощения впечатлений детей в творческих направления; рассматривание икон, иллюстраций, репродукций.

 

 

преподаватели

Фролова Зинаида Васильевна - воспитатель высшей квалификационной категории, образование высшее педагогическое

Содержание программы

Формы работы с детьми:

- Первичная диагностика (сентябрь)

-Итоговая диагностика (май)

-Утренники, развлечения

-Факультативные занятия по духовному воспитанию

-Интегрированные занятия

-Чтение художественных произведений в том числе и духовно-нравственного содержания

-Беседы, беседы обсуждения

-Моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора

-Продуктивная деятельность, выставки, конкурсы

-Разучивание стихов, песен, колядок, потешек

-Целевые прогулки

-Рассматривание икон, иллюстраций

Формы работы с родителями:

-Родительские собрания с элементами духовно-нравственной тематики

-Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

-Организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории)

-Изготовление декораций к праздникам, организация угощения детей во время утренника

-Диспуты, беседы, консультации

-Обмен опытом по духовному воспитанию в семье

-Индивидуальное собеседование

 Формы работы с педагогами:

-Консультации, семинары-практикумы

-Выставки методической, духовной, коррекционной литературы

-Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для работы с детьми

- Подготовка и проведение занятий-утренников

- Анкетирование и тестирование

Цели программы

Создать условия для приобщения дошкольников к духовно нравственным ценностям и формирование нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Образовательные задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе).

4. Развивать творческие и познавательные способы детей с учётом их возрастных и психологических способностей.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина РФ, патриотизма малой родины.

6. Объединить усилия дошкольного образования и семьи, создавая единый конспект воспитания и развития на основе общей цели, содержания педагогических технологий.

Результат программы

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно-нравственного воспитания, детский сад - центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Особые условия проведения

Столы, стулья, ИКТ, ковер, наглядность

Материально-техническая база

Для более эффективного усвоения программы в ДО оформлена комната народного творчества «Горенка» в виде «мини-музея»,здесь дети знакомятся с:

- русским бытом (предметы трудовой жизни русского крестьянства, утварь крестьянской избы)

- фольклором (древние музыкальные инструменты, игровая дидактика)

- народным искусством своих предков (одежда, обувь, гончарные круги, прялицы)

-русской народной игрушкой (деревянные и глиняные предметы Богородских, Гжельских, Дымковских, Сергиево Посадских мастеров)

- осуществляется театрализованная деятельность (народные костюмы, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр).