"Юный химик"

В современных условиях объем знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Химия как наука вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Химия открывает исключительные возможности для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволяет понять законы природы и успешно использовать достижения современных технологий в повседневной жизни. Развитию данных умений и навыков способствует работа в химическом объединении. Поэтому, чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками.Программа «Юный химик» ориентирована на обучающихся 8-11 классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ окружающих нас. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Так же, обучающиеся получат возможность погрузиться в мир химического эксперимента, интерес к которому всегда велик.

преподаватели

Ахматханова Ангелина Айразовна, учитель химии и биологии

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Теория: Техника безопасности в кабинет химии. Правила работы с лабораторным оборудованием, правила обращения с веществами и материалами.

Практика:

Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием и приемы обращения с ним. Правила техники безопасности.
Раздел 2. Вещества и смеси. Методы очистки веществ.

Теория: Чистые вещества и смеси. Физические методы разделения смесей. Очистка веществ.

Практика:

Практическая работа 2. Разделение порошков железа и серы. Практическая работа 3. Разделение смеси глины и медного купороса.

Практическая работа 4. Выпаривание соли и сахара из раствора. Выращивание кристаллов.

Практическая работа 5. Очистка чернил адсорбцией. Получение и декантация сульфата бария.
Раздел 3. Вода

Теория: Самое необыкновенное вещество на земле – вода. Свойства воды.

Практика:

Практическая работа 6. Много ли воды в овощах и фруктах. Практическая работа 7. Обнаружение в воде солей и воздуха.

Практическая работа 8. Сравнение дождевой и водопроводной воды. Очистка воды от примесей.

Практическая работа 9. Смешение жидкостей разной плотности. Поверхностное натяжение воды.
Раздел 4. Растворы.

Теория: Растворы. Растворимость веществ. Концентрация веществ в растворе.

Практика:

Практическая работа 10. Растворимость различных веществ в воде. Практическая работа 11. Приготовление раствора заданной концентрации. Решение расчётных задач по теме: «Растворы».
Раздел 5. Кислород.

Теория: Газ, поддерживающий горение. Свойства кислорода.

Практика:

Практическая работа 12. Получение кислорода разложением перекиси водорода. Практическая работа 13. Определение состава воздуха

Решение расчётных задач по теме.
Раздел 6. Водород

Теория: Водород в космосе и на Земле. Свойства водорода. Водород источник энергии. Перспективы использования водородного двигателя.

Практика:

Практическая работа 14. Вытесняем водород из кислоты.

Практическая работа 15. Получение чистой меди с помощью водорода. Решение расчётных задач по теме.
Раздел 7. Химические реакции.

Теория: Классификация химических реакций. Химические уравнения. Реакции соединения. Реакции разложения. Реакции замещения. Реакции обмена.

Цели программы

Цель: развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии; удовлетворить познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике, расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент; продолжить формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности и развитие индивидуальности творческого потенциала ученика

Результат программы

Личностные:

•       осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

•       испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

•       формулировать самому простые правила поведения в природе;

•       • осознавать себя гражданином России;

•       объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

•       искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

•       уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Метапредметные:
В области коммуникативных УУД:

•       организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•       предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

•       оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

•       при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

•       слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

В области регулятивных УУД:

•       определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

•       учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

•       составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

•       работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

•       работая           по        составленному          плану, использовать,            наряду с          основными,            и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

•       предполагать, какая информация нужна;

•       отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

•       сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

•       выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

•       устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

•       выстраивать логическую цепь рассуждений;

•       представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

•       организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•       предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

•       оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

•       при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться

подтверждать аргументы фактами;

•       слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

•       в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

•       понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Предметные
•       предполагать, какая информация нужна;

•       отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

•       сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

•       выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

•       устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

•       выстраивать логическую цепь рассуждений;

•       представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

 

Материально-техническая база

-  Специализированный кабинет.

-    Компьютер, проектор.

-  Качественное освещение.

-  Лабораторные столы

-  Наглядные пособия.

-  Набор хим. посуды и принадлежностей для лаб. работ по химии (НПХЛ)

-  Наборы атомов для самостоятельной сборки моделей молекул.

-  Коллекция минералов и горных пород

-  Коллекция простых и сложных веществ.

-Реактивы.