Конструирование

Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями конструктора учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Педагоги

Младшие группы:

№3 "Аленький цветочек" - Рыбакова Ирина Александровна

№6 "Золотой ключик" - Савушкина Жанна Олеговна

№16 "Колосок" - Чернова Наталья Ивановна

№17 "Ягодка" - Михалева Светлана Владимировна

Средние группы:

№5 "Белочка" - Спирина Галина Валерьевна

№7 "Солнышко" - Журавлева Наталья Владимировна

№14 "Вишенка" - Патюкова Екатерина Николаевна

№15 "Ромашка" - Костикова Елена Владимировна

Старшие группы:

№1 "Дюймовочка" - Паршина Марина Ивановна

№4 "Гномик" - Ададурова Людмила Анатольевна

№11 "Золотой петушок" - Полякова Татьяна Ивановна

№12 "Солнышко" - Кожухова Светлана Сергеевна

Подготовительные к школе группы:

№2 "Теремок" - Горохова Елена Валерьевна

№8 "Колокольчик" - Дубова Татьяна Игоревна

№13 "Аленький цветочек" - Суркова Наталья Викторовна

№20 "Теремок" - Терехина Ирина Викторовна

Содержание программы

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструкторов, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

В совместной деятельности по начальному техническому моделированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Цели программы

Создание условий для эффективного использования в образовательной деятельности с детьми 3-8 лет современных конструкторов, как эффективного средства интеллектуального развития дошкольников через формирование первоначальных конструкторских умений, пространственного и логического мышления.

 

Результат программы

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Начальное техническое моделирование с детьми дошкольного возраста» создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, станет возможной организация именных выставок индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного творчества.

Таким образом:

·                     Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, сформируются познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

·                     Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

·                     Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

·                     Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

 

Дети будут иметь представления:

·                     о деталях конструкторов «Морфан», «КЛИКС», «СТРОИТЕЛЬ» и «ТИКО», способах их соединений;

·                     об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

·                     о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

·                     о связи между формой конструкции и ее функциями.

Особые условия проведения

Методическое обеспечение программы

Обеспечение программы методическими видами продукции

1.Конструктор «МОРФАН. Начальное ПРОектирование»

2.Конструктор «ТИКО».

3. Конструктор «КЛИК».

4. Конструктор «МАГФОРМЕРС».

5. Конструктор «Деревянный магнитный строитель».

6. Фонотека записей музыкальных произведений для музыкального сопровождения самостоятельной работы воспитанников.

7. Картотека игр и упражнений по начальному техническому моделированию.

8. Подборка стихов, потешек, загадок по темам занятий.

 

Материально-техническая база

№ п/п
Наименование имеющегося материально-технического обеспечения реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.)
Модель/ марка
Кол-во (ед.)
Планируемый вид использования
1
Интерактивное оборудование:

- интерактивная доска

 

-проектор

 

-ноутбук
 

 

Interwite Doard

Epson EB 480

ASUS U7056
 

 

1

 

1

 

1
Расширение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: обогащение наглядным и дидактическим материалом, создание условно-естественной среды для проведения занятий, обогащение чувственного опыта воспитанников
2
Ноутбук
Lenovo IdeaPed
2
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми, создание презентаций
3
Мультимедийный проектор с экраном
Epson
1
Проведение открытых мероприятий для родителей, педагогов учреждения, района и области
4
Набор конструктора «Начальное Проектирование»
«Морфан»
5
Групповая работа с детьми 3-4 лет
5
Набор конструктора «Магформерс»
Magformers 

 
5
Групповая работа с детьми 5-7 лет
6
Набор конструктора  «ТИКО»
"ТИКО"
5
Групповая работа с детьми 4-5 лет