"Юный спасатель"

В ходе курса обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Дети могут применить полученные знания и практический опыт в походах, выживании в природных условиях, в экстремальных ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, в соревнованиях образовательных учреждений «Школа безопасности» разных уровней и, главное, в жизни.

 

преподаватели

Лазарев Константин Петрович

Содержание программы

Раздел 1: Автономное существование

Теория: Понятие об автономном существовании человека. План действия выживания в условиях автономного существования. Сигналы бедствия. Жилище. Добывание пищи и воды. Лекарственные растения. Лечение заболеваний. Хранение пищи. Стрессоры выживания.

Практическая работа: Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования. Разработка плана действия выживания. Отработка подачи сигналов бедствия. Тренинги по правильному оборудованию жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав. Разработка плана хранения пищи. Водообеспечение по природным зонам.

Раздел 2: Пожарная безопасность

Теория: Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей. Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать.

Практическая работа: Дей­ствия при возникновении пожара дома. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.

Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях

Теория: Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона.

Практическая работа: Составление таблиц по опасным природным явлениям. Тренинги по правилам поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.

Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Теория: Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.

Практическая работа: Составление словарика научно-технических терминов по условиям возникновения стрессов. Групповые и самостоятельные тренировки по предотвращению возникновения стрессового состояния и саморегуляции.

Раздел 5: Топография

Теория: Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки. Рельеф местности. Приборы для ориентирования на местности. Топографические карты. Картосхема маршрута.

Практическая работа: Работа с компасом, спортивное ориентирование. Изображение на карте топографических условных знаков, рельеф местности. Тренировки по освоению навыков использования приборов для ориентирования на местности. Спортивное ориентирование. Определение расстояний на местности и на карте. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту. Ориентирование на местности. Изготовление картосхем маршрута.

Раздел 6: Оказание первой медицинской помощи

Теория: Понятие о ране, классификация ран. Признаки клинической и биологической смерти.

Практическая работа: Отработка различных приемов оказания ПМП при ранениях и кровотечениях. Тренинги по использованию табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Работа над техникой проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Раздел 7: Общая физическая подготовка

Практическая работа: Бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий. Выполнение различных силовых упражнений на выносливость.

Раздел 8: Аварии с выбросом АХОВ

Теория: Основные виды ядовитых веществ.

Практическая работа: Составление таблицы по основным видам ядовитых веществ. Отработка различных способов защиты от АХОВ.

Цели программы

Развитие у школьников качеств, обес­печивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других.

 

Результат программы

Знать/понимать:

• варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций;

• физиологические резервы человеческого организма;

• способы преодоления экстремальных ситуаций;

• правила оказания доврачебной помощи;

• способы выживания в чрезвычайных ситуациях и автономном существовании;

• природные лекарственные средства;

меры по сохранению природы и защите растений и животных.

уметь:

• определять стороны света;

• ориентироваться на местности;

• преодолевать препятствия;

• добывать огонь;

• действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера;

• производить правильную укладку рюкзака;

• выполнять специальные комплексы физических упражнений;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих.

работать с различными источниками информации;
работать в команде.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1. Компьютер

2. Сканер

3. Принтер лазерный

4. Цифровая фотокамера

5. Мультимедиапроектор

6. Средства индивидуальной защиты

7.  защиты дыхания

8. Медицинское имущество 

9. Учебные видеофильмы