Решаем задачи по химии

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один
из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное
усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического
материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных
задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в
структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и
может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в
природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания
количественной стороны химических процессов. Решение задач содействует
конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит
закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий.
Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между
явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически,
воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из
показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими
учебного материала.

преподаватели

Колядкина И.В.,учитель химии,высшая квалификационная категория

 

Содержание программы

Содержание
Введение (2 часа)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные физические и химические величины.

Тема 1. Математические расчёты в химии (7 часов)

Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Объёмная доля компонента газовой смеси.

Понятие об объёмной доле компонента газовой смеси и расчёты с использованием этого понятия.
Массовая доля растворённого вещества.

Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого вещества. Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия.
Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую долю примесей и другие модификационные расчёты с использованием этих понятий.
Тема 2. Количественные характеристики вещества (6 часов)

Основные количественные характеристики вещества.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.
Молярный объём газообразного вещества. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро».

Расчётные задачи. 1. Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого вещества. 2. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества. 3. Вычисление количества вещества по известному объёму вещества. 4. Вычисление числа частиц по известной массе вещества. 5. Определение относительной плотности газа.

Тема 3. Количественные характеристики химического процесса
(15 часов)

Расчёт количества вещества, массы или объёма исходных веществ и продуктов реакции.
Расчётные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества по известной массе, объёму или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы, объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 3. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей. 4. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества. 5. Определение массовой или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного. 6.  Решение цепочек превращения. 7. Расчёты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.

 Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реакций.

Цели программы

Цель курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем
решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие
требованиям устных и письменных экзаменов по химии. Основным требованием к
составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость
формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений
практического характера.

Результат программы

- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к
изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при
решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического
мышления,приобретение необходимых навыков работы с литературой.

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Особые условия проведения

Особенности курса: - использование знаний по математике, физике, биологии; - составление авторских задач и их решение; - использование местного материала для составления условий задач.

Материально-техническая база

Учебный кабинет. Таблицы хим.реакций. Ноутбук,проектор.

Видео