"Экспериментальная лаборатория"

Программа кружка «Экспериментальная лаборатория» имеет естественно - научную направленность. И рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет. Уровень освоения программы – стартовый.

Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении экспериментальной работы, способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. Программа «Экспериментальная лаборатория» закрепляет основные физические понятия и законы, знакомит с чудесами природы и техники, с великими учёными и изобретателями. Программа также нацелена на выявление у ребёнка склонности к изучению физики и дальнейшего её развития.

преподаватели

Павлова Татьяна Александровна

Содержание программы

Вводное занятие (1 часа)

Теоретическое занятие – Техника безопасности. Физика в нашей жизни

Люди науки (1 час).

Теоретическое занятие – Рассказ о физиках. Люди науки, нобелевские лауреаты по физике.

Механические явления (6 часов)

Теоретическое занятие – Основы механики. (1 час)

Практические занятия - Жёсткость и прочность. Что такое деформация. Виды деформации. Что такое жесткость. От чего зависит прочность вещества.

Центр тяжести. Как обнаружить центр тяжести и чем он замечателен. Виды равновесия. Что такое устойчивость. Какие бывают виды равновесия. Изготовление игрушки с устойчивым равновесием. Устойчивость. Как улучшить устойчивость. Исследование влияния положения центра тяжести относительно площади опоры на устойчивость. Равновесие рычага. Что такое рычаг и когда он находится в равновесии. Инерция. Что такое инерция и инертность тел. Проявления инертности тел в окружающем нас мире. Взаимодействие. В чем особенность взаимодействия тел. Как изменяются скорости тел при их взаимодействии. (5 часов)

Тепловые явления (7 часов).

Теоретические занятия - Тепловое расширение газов, жидкостей и твердых тел.

(2 часа).

Практические занятия – Экспериментальные задания по теме «Способы изменения внутренней энергии тела». «Сравнение количеств теплоты, отдаваемых при остывании воды и растительного масла». «Измерение удельной теплоемкости различных веществ». «Удельная теплота плавления льда». Практикум по выращиванию кристаллов. (5 часов).

Электрические явления (7 часов).

Теоретические занятия - Электризация. Электрический заряд. Электрический ток. Проводники и изоляторы. Электрическая цепь. Электрическая схема. (3часа).

Практические занятия – Экспериментальные задания по теме «Электроскоп». Экспериментальные задания по теме «Различные электрические явления». Экспериментальные задания по теме «Электролиз». «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии». «Измерение КПД кипятильника». (4 часа).

Магнитные явления (8 часов).

Теоретические занятия – Постоянные магниты. Что такое магнитное взаимодействие. Как «работает" компас. Электромагниты. (3 часа).

Практические занятия – Экспериментальные задания по теме «Магнитные явления». Практические задания по изготовлению моделей и приборов. Изготовление гальванического элемента. Лейденская банка . Накопление заряда в лейденской банке. Конденсаторы . Датчик времени. Электромагнит . Моторчик из батарейки. (5 часов).

Световые явления (4 часа).

Теоретические занятия - Световой луч. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Оптические приборы. Очки. (1 час).

Практические занятия – Практикум «Из каких цветов состоит белый». Практикум «Зависимость интенсивности отраженного света от комбинации свойств падающего света и цвета поверхности, на которую он падает». Практикум «Рассеяние разных длин волн цветов радуги.» Практикум «Коэффициент преломления. Образование миражей». Практикум «Полное внутреннее отражение в струе воды». (3 часа).

Проектно-исследовательская конференция (1 час).

Итоговое занятие (1 час).

Современная физика. Что такое свет? Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики. Викторина: На «Архимедовых играх».

Цели программы

создание условий для удовлетворения потребности подростка в углублённом изучении естественнонаучных дисциплин и формирования научного мировоззрения учащихся через проведение практических работ, исследований, физических экспериментов. Знакомство с основными направлениями научно- технического прогресса и подготовка участников объединения к осознанному выбору профессии.

Результат программы

Предметные

учащиеся научатся:

- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу; учащиеся получат возможность научиться:

- описывать физические явления и их признаки;

- использовать терминологию при обучении;

- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу;

- использовать знания о строении вещества для объяснения таких явлений как диффузия, испарение, сжатие и т.д.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся:

- выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

- формирование способности к проектированию.


учащиеся получат возможность научиться:

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- пользоваться методами научного познания: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц.


Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

учащиеся получат возможность научиться

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные УУД:


учащиеся научатся:

- работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе средствами ИКТ;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- использовать физические модели, знаки, символы, схемы;

- формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- видеть физику в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать необходимость их проверки;

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ).


Личностные

у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;

- способность продолжать изучение физики, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.


у учащихся могут быть сформированы:

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

Особые условия проведения

Программа разработана на 1 год в объёме 36 часов, занятия проходят 1 раз в неделю, время занятий 1 академический час. Курс предназначена для работы с детьми 11– 13 лет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет, площадью не менее 45 кв.м.

Перечень методического и материально-технического обеспечения программы:

Занятия проходят в кабинете физики, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором лабораторного оборудования (наборы для демонстрации опытов). Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы (из медиатеки школы).

 


- Лабораторный набор «Свет и цвет».

- Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».

- Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» демонстрационная

- Видеокамера

- Комплекты лабораторных работ «Сила тока», «Механика», «Геометрическая оптика», «Тепловые явления», «Электричество», «Магнетизм» и пр.

- Лаборатория «Физико-химический анализ воды»

- Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндекации

- Набор «Юный химик»

- Набор «Юный физик»

- Набор «Магнетизм»

- Плитка электрическая

- Набор «Большая химическая лаборатория - 4»

- Набор химических реактивов

- Лоток для проведения опытов

- Справочные материалы по физике.

Печатные пособия

- Таблицы по физике

- Портреты выдающихся деятелей физики.

Дидактические материалы

Наглядные пособия:

- фотографии физических экспериментов по электродинамике;

- рисунки с изображением графиков движения тел;

- таблицы: мер и весов, плотности веществ, физических констант; иллюстрации физических явлений.

Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.