«Вектор»

Структура программы «Туристско-краеведческая экспедиция «Вектор» (рис.1) представляет собой совокупность тематических общеразвивающих модулей туристско-краеведческого содержания и включает в себя 3 модуля, которые реализуются в течение года:

§  «Моя экскурсия»;

§  «Мой поход»;

§  «Моя экспедиция».

Схема построения модульной программы – вертикальная. Включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата.

Модульное построение содержания дополнительной общеобразовательной программы «Туристско-краеведческая экспедиция» базируется на следующих принципах:

§  целенаправленный подбор учебного материала и складывание его в целевые блоки, его всесторонность, интегративность;

§  обеспечение самостоятельности модуля, его логической завершенности; методического обеспечения усвоения материала обучающимися и обратной связи с педагогом, инструктором;

§  принцип циклического построения туристско-краеведческой деятельности.

Реализация программы предполагает разноуровневый подход к освоению содержания образования в соответствии с возможностями, способностями, потребностями и интересами обучающихся. Продвижение обучающегося осуществляется по модулям «Моя экскурсия» - «Мой поход» - «Моя экспедиция» (см. табл.1).  От первого знакомства с содержанием предмета к творческой, проектной и исследовательской деятельности.

 Каждый модуль включает в себя 3 уровня освоения содержания: эвристический, репродуктивный и продуктивный.

Эвристический уровень.

Программный материал эвристического уровня предназначен для формирования готовности обучающегося к включению в образовательную деятельность, для знакомства с основами туристско-краеведческой деятельности, определения уровня общих и специальных способностей обучающегося, создания комфортных условий для последующего выявления возможностей и предпочтений выбора вида деятельности обучающегося с учетом его интересов и способностей.

Репродуктивный уровень

Программный материал репродуктивного уровня ориентирован на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в выбранной предметной области, способствующих профессиональной ориентации и успешной адаптации к жизни в обществе.

Продуктивный уровень

Программный материал продуктивного уровня предполагает формирование знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности на уровне высоких показателей образованности в ней.

В ходе реализации программы задаются субъект-субъектные отношения между обучающимся и педагогом. Выстраивается индивидуальный образовательный маршрут каждого субъекта. Ученик как субъект, задается вопросами: какова моя цель, что я хочу, каким образом и где в современной жизни могут быть проявлены ценности и приоритеты, где в этой жизни есть место мышлению и отношениям между людьми.

На каждом модуле может быть реализована индивидуальная программа по выбору, исходя из собственно поставленных целей, задач и запросов обучающихся и родителей. Такой подход позволяет создать условия для выбора индивидуальной траектории обучения по программе. Позволяет участнику не просто вообразить своё будущее, в том числе профессиональное, но и «проиграть» его, исследовать собственные возможности в реальной, «взрослой» деятельности, проверить себя в совместной продуктивной деятельности, где мерой успеха является не школьная оценка, а объективный результат.

Таким образом, обучающийся попадает в ситуацию выбора. Ему предоставляется событийно-ресурсная карта, где он выстраивает свою индивидуальную траекторию.

Моя экскурсия – эвристический уровень
Моя экскурсия – репродуктивный уровень
Моя экскурсия – продуктивный уровень
Мой поход – эвристический уровень
Мой поход – репродуктивный уровень
Мой поход – продуктивный уровень
Моя экспедиция – эвристический уровень
Моя экспедиция – репродуктивный уровень
Моя экспедиция – продуктивный уровень
Выбор индивидуальной образовательной тректории основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (обучающегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:

§  уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

§  потребностями учащегося;

§  социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

Схема разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута представлена в разделе «Методическое обеспечение».

преподаватели

Расписание

Содержание программы

Результат программы

Материально-техническая база

Стоимость