"Занимательная математика"

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех зна­ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

преподаватели

Вознюк Ирина Анатольевна, Казмалы Стефанида Константиновна, Фёдорова Ольга Юрьевна, Кулешова Вера Владимировна, Щукина Татьяна Николаевна Громова Диляра Равилевна

Содержание программы

      Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению математики, легкому усвоению и запоминанию материала. Занятия по данной программе  имеет четко разработанную структуру:

·        ОРЕШКИ ДЛЯ УМА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно лёгкие, способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

·        ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

·        КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия. Чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

·        СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15-20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы обучающиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.

·        ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5-10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.

·        ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10-15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри неё, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

·        ЗАГАДКИ ВЕСЁЛОГО КАРАНДАША (волшебные картинки) (10-20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания,наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребёнка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребёнка различные области руки, предплечья, пальцев и так далее. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава

Цели программы

Цель программы: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления младших школьников.

Задачи:
- расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать умение владеть математической терминологией; 
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
- устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
- создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

Результат программы

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы: 

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; 

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; 

- этические нормы поведения при сотрудничестве; 

- умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. 

Обучающиеся получат возможность для формирования: 

-понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; 

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности; 

-внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; 

-чувства справедливости и ответственности;

- самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. 

Метапредметные результаты:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: 

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; 

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям/ реализации, в том числе во внутреннем плане; 

-различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; 

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале; 

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. 

Познавательные результаты

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; 

-устанавливать аналогии. 

Обучающиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; 

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение. 

Коммуникативные результаты:

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий обучающиеся научатся Обучающиеся

-выражать в речи свои мысли и действия;

-строить монологические высказывания;

-строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;

-задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия. 

Обучающиеся получат возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Особые условия проведения

Не требуются

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном классе

1. Мультимедийный проектор.
2. Интерактивная доска.
3. Компьютер.
4. Интернет-ресурсы.