Тайны русского языка

Программа по русскому языку «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на возможность познавательной деятельности.

Реализуя программное содержание занятий с детьми, подобрав соответствующие ему формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным.

Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

У первоклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов обучающихся  начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.

преподаватели

Завертайло Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Ермакова Нелли Евгеньевна, учитель начальных классов

Павлова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Медведева Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов

Чижова Елизавета Александровна, учитель начальных классов

Бачурина Лариса Юрьевна, учитель начальных классов

Конобеевская Наталья Петровна, учитель начальных классов

Демьяник Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Зуева Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Мингачева Лейсан Рафаилевна, учитель начальных классов

Содержание программы

1-й класс   «Путешествия по Стране Слов»

В мире безмолвия и неведомых звуков. В страну слов. Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и букв. Встреча с Радугой. В Страну Говорящих Скал. В  глубь веков на Машине времени. В Королевстве ошибок. В Страну Слогов. Неожиданная остановка в пути. В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. В Театре близнецов. Конкурс знатоков. Новое представление. Необычный урок. Следопыты развлекают гостей. В Клубе весёлых человечков. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее. Итоговое занятие.

2-й класс «Секреты орфографии»

Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность? Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны фонемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые. Правила о непроизносимых согласных. Волшебное средство – «самоинструкция». Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? Поговорим обо всех приставках сразу. Слова – «родственники». Кто командует корнями? «Не лезьте за словом в карман!» «Пересаженные» корни. Итоговое занятие

3-й класс «Занимательное словообразование»

Сказочное царство слов. Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. В гостях у слов- родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы. Слова- омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Праздник творчества и игры. Трудные слова. Анаграммы и  метаграммы. Шарады и логогрифы. Откуда пришли наши имена. Занимательное слообразование. КВН по русскому языку.

4-й класс «Занимательная лингвистика»

Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же - разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй?

Цели программы

Целью программы является формирование коммуникативных компетенций  обучающихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

·       структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·       развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;

·       воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Результат программы

- увеличение числа обучающихся , занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса обучающихся к предмету русский язык.

Материально-техническая база

Печатные пособия, интерактивные программы  и  издания  на  электронных  носителях (CD,  DVD), классная доска, магнитная доска, персональный компьютер с принтером, мультимедийный проектор