Заниматика

Курс  "Заниматика" входит в направление обще-интеллектуального развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Курс «Заниматика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

преподаватели

Завертайло Елена Анатольевна, учитель начальных классов

Стопыкина Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Маснева Ольга Викторовна, учитель начальных классов

Ермакова Нелли Евгеньевна, учитель начальных классов

Павлова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Медведева Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов

Чижова Елизавета Александровна, учитель начальных классов

Хохлова Мария Михайловна, учитель начальных классов

Конобеевская Наталья Петровна, учитель начальных классов

Демьяник Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Зуева Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Мингачева Лейсан Рафаилевна, учитель начальных классов

Содержание программы

Содержание курса «Заниматика» 1 класс

1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
2. Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
3. Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Содержание курса "Заниматика" 2 класс

1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.
2. Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.  
3. Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. 

 

Содержание курса «Заниматика» 3 класс

1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
2. Мир занимательных задач.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
3. Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление  вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Содержание курса «Заниматика» 4 класс

1. Числа. Арифметические действия. Величины.
 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2. Мир занимательных задач.
  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
3. Геометрическая мозаика.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Цели программы

Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области  чисел;

- содействовать умелому использованию символики;

- правильно применять математическую терминологию;

- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

- развивать краткости речи.

Результат программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

-  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-  воспитание чувства справедливости, ответственности;

-  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

-  Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

-  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

-  Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. 

-  Анализировать правила игры.

-  Действовать в соответствии с заданными правилами.

-  Включаться в групповую работу.

-  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

-  Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

-  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-  Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

-  Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

-  Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

-  Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-  Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

-  Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

-  Воспроизводить способ решения задачи.

-  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

-  Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-  Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

-  Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

-  Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

-  Конструировать несложные задачи.

-  Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

-  Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

-  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

-  Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

-  Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

-  Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

-  Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

-  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-  Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

-  Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

-  Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

-  Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Материально-техническая база

Литература для учащихся, таблицы для начальной школы, настольные игры