«По следам Пифагора» (отд. Куликово)

Программа дополнительного образования «По следам Пифагора» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся, имеет естественнонаучную направленность.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. 

преподаватели

Коленцева Татьяна Сергеевна

Содержание программы

Содержание программы
Вводное занятие.

Проведение инструктажа.

Теория: инструктаж по охране труда. Техника безопасности. Знакомство с программой. Цели и задачи объединения. «Из истории математики». Значение знаний математики в повседневной жизни.   

Практика: Математические задачи. Уметь решать математические задачи с нестандартными ситуациями. Уметь восстановить примеры: поиск числа. 

1.  Из истории математики

Теория: Знакомство с основными разделами математики.  Знакомство с материалом из истории развития математики. Знакомство с интересными приёмами устного счёта.

Практика: Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. Применение рациональных способов решения математических выражений.

2.  Занимательная арифметика

Теория: Числа - великаны и числа-малютки. Ребусы и шарады. Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы.  Решение конкурсных задач.

Практика: Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3.  Логические задачи

Теория: Рассмотреть решение задач с нестандартными ситуациями; различные способы решения задач; логические приемы, применяемые при решении задач.

Практика: Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

4.  Геометрические задачи

Теория: сопоставление геометрических фигур, разделение на части. Геометрические головоломки.

Практика: различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы

5.  Задачи на движение

Теория: Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.

Практика: определять вид задачи; применять схему задачи к решению.

 Итоговое занятие

Цели программы

Цель:привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи программы: Обучающие:

•      расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 

•      развитие краткости речи; 

•      умелое использование символики; 

•      правильное применение математической терминологии; 

•      умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

•       умение делать доступные выводы и обобщения; 

•      обосновывать свои мысли.

•      создание условий для формирования и развития ключевых компетенций, обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

•      научить детей следить за развитием событий во время занятия.

•      научить работать самостоятельно.

 

 

            Развивающие:

•      развитие универсальных способов мысли деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, воображения, умения производить логические операции);   

•      развитие и повышение спортивной работоспособности;

•      развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей;

•      развитие творческого мышления;

•      развитие образного и ассоциативного мышления;

•      развивать способность к самооценке и самоконтролю.

Воспитывающие:

•      воспитывать потребность в здоровом образе жизни;  

•      воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность;

•      обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие;

•      расширить кругозор ребёнка;

•      бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

•      привить навыки самодисциплины;

способствовать         воспитанию волевых         качеств,          самосовершенствования     и самооценки

Результат программы

Ожидаемые результаты:

Занятия по программе должны помочь учащимся:

•      усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; 

•      помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

•      формировать творческое мышление;

•      способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Планируемые результаты изучения программы «По следам Пифагора». Личностными результатами изучения данного факультативного курсаявляются:

•      развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

•      развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

•      воспитание чувства справедливости, ответственности;

•      развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные результаты:

•      сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

•      моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

•      применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;  

•      выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Метапредметные результаты:

•      анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиямииправилами;

•      включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

•      аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

•      сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

•      контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Особые условия проведения

для обучения по программе «По следам Пифагора» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Программа рассчитана на детей с 13 до 15 лет. Группы комплектуются из детей 13-15 лет в количестве 15 человек.

Программа «По следам Пифагора» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Материально-техническая база

ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.