Кружок "Юный кулинар"

1.1.Актуальность Программы
Мастерство приготовления вкусных лакомств - кондитерских изделий - ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству. Лучшие творения специалистов этого профиля по праву сравнивают с произведениями искусства.

 

1.2. Отличительные особенности программы

Программа знакомит воспитанников с технологией изготовления кондитерских изделий, дает обучающемуся начальное и максимально разнообразное представление о профессии и формирует эмоционально-положительное отношение к труду. Навыки практической работы в области кондитерского творчества закладывают установку для дальнейшей жизни.

Реализация Программы создает условия для приобретения практических навыков приготовления и оформления кулинарных изделий, формирует такие качества личности, как трудолюбие, терпение, аккуратность, способность доводить дело до конца, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Кроме того, дети с самого раннего возраста проявляют интерес к различным продуктам и процессу приготовления пищи. Посредством сюжетно-ролевых игр в рамках темы, а также мастер-классов по приготовлению простых десертов, дети получают возможность активно участвовать в увлекательном для них процессе приготовления сладостей.

Занятия по Программе позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У обучающихся формируются навыки в приготовлении кондитерских изделий и их эстетического оформления.

В процессе реализации Программы, обучающиеся узнают, что большое количество сладкого может быть вредно для здоровья, что способствует повышению уровня здоровьесберегающей компетентности.

Программа может быть использована при подготовке к детскому чемпионату KidSkills.

преподаватели

Гутор Мария Ивановна, учитель технологии

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности (2 ч)Теория(2ч) Знакомство. Инструктаж по ТБ История возникновения профессии повар-кондитер

Раздел 2. Десерты (6 ч) Яблоки запеченные (2 ч) Теория.(1 ч) История возникновения десертов.Оформление и подача десертов.Практика(1 ч) Приготовление запечённых яблок

2.2    Пирожное «Картошка» (2 ч)Теория (1ч) Технология приготовления и правила украшения пирожных «Картошка».Практика (1 ч) Приготовление пирожного «Картошка. Безе классическое (2 ч)Теория (1ч)Технология приготовления, оформления и подачи готового блюда.Практика (1ч)Приготовление классического безе. Подача готового блюда
Раздел 3. Изделия из песочного теста (8 ч)Технология приготовления песочного теста. Песочное печенье «Пуговицы» (4ч) Теория (2 ч) Технология приготовления, основной рецепт песочного теста. Практика (2ч)       Освоение              приемов        и      приобретение         навыков       при изготовлении  песочного теста. Приготовление песочного печенья «Пуговицы»

3.2  Печенье «Мини-мышки» (2ч)Приготовление печенья «Мини-мышки»

3.3  Печенье «Паучки» (2ч)Практика (2ч) Приготовление печенья «Паучки»
Раздел 4. Изделия из блинного теста (10 ч)
4.1         Технология         приготовления          блинного        теста.       Блины       со сливочным кремом (4ч)Теория (2ч) Способы приготовления теста для блинов и оладий. Технология выпечки блинов и оладий. Подача блинов к столу.Практика (2ч) Приготовление                      блинов со сливочным               кремом. Подача готового блюда.

4.2  Блинчики «Зебра» (2ч)Приготовление блинчиков «Зебра»

4.3  Лимонные папкейки с шоколадом (2 ч)Практика (2ч) Приготовление лимонных папкейков с шоколадом

4.4  Сладкие роллы с фруктами (2ч)Практика (2ч) Приготовление сладких роллов с фруктами.
Раздел 5. Изделия из слоёного теста (8 ч.)5.1  Технология приготовления слоеного теста. «Язычки с сахаром» (4 ч)Теория (2ч) Особенности приготовления дрожжевого слоёного теста и изделий из него.Практика (2ч.) Приготовление кондитерского изделия «Язычки с сахаром»

5.2  Слойки «Завитушки» (2ч.)Практика (2ч.) Приготовление слоек «Завитушки»

5.3  Круассаны классические (2ч.)Практика (2ч.) Приготовление классических круассанов.
Раздел 6. Изделия из дрожжевого теста (8 ч.)
6.1 Технология  приготовления дрожжевого теста. Булочки «Вкусняшки» (4 ч)Теория (2 ч) Технология приготовления дрожжевого тестаВиды дрожжевого теста. Продукты для приготовления дрожжевого теста.Практика (2ч.) Приготовление булочек «Вкусняшки»

6.2  Пирожки «С пылу, с жару» (2 ч)Практика (2ч) Приготовление пирожков «С пылу, с жару»

6.3  Пончики с сахарной пудрой (2 ч)Практика (2ч) Приготовление пончиков с сахарной пудрой
Раздел 7. Украшения для кондитерских изделий (4 ч)Работа с кондитерским мешком (2ч)Практика (2ч) Работа с кондитерским мешком. Использование кондитерских насадок при оформлении изделия.

7.2  Фигурки из мастики (2 ч)Теория (1ч) Общая характеристика отделочных полуфабрикатов: мастика, марципан, шоколадные полуфабрикаты, посыпки. Знакомство с видами отделочных полуфабрикатов. Техника работы со скалками и ковриками.Практика (1 ч) Приготовление фигурок из мастики для украшения кондитерского изделия.
Раздел 8. Изделия из пряничного теста (8 ч)Технология приготовления пряничного теста. «Пряничные человечки» (4 ч)Теория (2 ч) Технология приготовления пряничного теста. Виды пряничного теста: сдобное, сладкое, несладкое. Способы разрыхления пряничного теста.Практика (2 ч.) Приготовление изделия «Пряничные человечки»

8.2  Пряничный домик с глазурью (4 ч.)Теория (1 ч.) Знакомство с рецептами изготовления пряничных домиков.Технология приготовления глазури.Практика (3 ч.) Приготовление пряничного домика с глазурью
Раздел 9. Изделия из вафельного теста (8 ч.)
9.1       Технология        приготовления         вафельного        теста.      Вафельные трубочки (4 ч.)Теория (2ч) Характеристика вафельного теста. Технология приготовления вафельного теста. Продукты для приготовления вафельного тестаПрактика (2ч) Приготовление вафельных трубочек Венские ванильные вафли (2 ч)Практика (2 ч) Приготовление венских ванильных вафель  Бельгийкие вафли (2ч)Практика (2ч) Приготовление бельгийских  вафель
Раздел 10. Изделия из бисквитного теста (8ч)10.1  Технология приготовления бисквитного теста. (4 ч.) Кейк попсы со сгущенкой Теория (2ч)  Технология приготовления бисквитного теста.Виды бисквитного теста. Подготовка продуктов для бисквитного теста.Практика (2ч) Приготовления кейк попсов со сгущенкой

10.2 «Капкейки с радужным кремом» (2 ч)Практика (2ч) Приготовление кондитерского изделия «Капкейки с радужным кремом»

10.3. «Бисквитный рулет к чаю» (2 ч.)Практика (2 ч) Приготовление кондитерского изделия «Бисквитный рулет к чаю»
Раздел 11. Итоговое занятие (2 ч)Практика (2 ч) Игра – соревнование по командам «Кулинарный поединок». Подведение итогов          

Цели программы

Цель – развитие творческого мышления обучающихся в процессе приобретения первоначальных навыков приготовления и оформления кондитерских изделий.

Задачи Программы:
Обучающие:
·               ознакомить учащихся с особенностями профессии повар-кондитер;

·               обучать           работе           с         кулинарными            инструментами             и приспособлениями;

·               ознакомить с санитарными нормами и правилами охраны труда при приготовлении мучных и кондитерских изделий.

Развивающие:
·               развивать коммуникативные навыки;

·               развивать фантазию, мышление, воображения и творческие способности;

·               развивать интерес к кулинарному искусству.

Воспитательные:
·               прививать общие трудовые навыки и умения;

·               формировать                  коммуникативные                  навыки:                умение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, совместно добиваться поставленной цели;

·               содействовать воспитанию вкуса, аккуратности, трудолюбия, ответственности, коллективизма;

·               формировать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда.

Результат программы

В результате обучения по данной Программе обучающиеся

будут знать:
·               особенности профессии повар-кондитер;

·               историю возникновения кондитерских изделий;

·               правила безопасной работы с кулинарными инструментами и приспособлениями;

·               виды и способы приготовления теста;

·               технологию приготовления изделий из теста;

·               санитарно - гигиенические нормы приготовления пищи;

будут уметь:
·               соблюдать правила безопасной работы;

·               организовывать своё рабочее место;

·               читать рецепт блюда, подбирать продукты для его приготовления;

·               уметь самостоятельно и при помощи взрослого составлять рецепты блюд, называть ингредиенты;

·               пользоваться кулинарными инструментами и приспособлениями;

·               замешивать тесто, раскатывать его и вырезать фигурки;

оформлять готовые блюда.

Особые условия проведения

Для успешного освоения программы курса численность воспитанников в группе должна составлять не более 15 человек. Группы могут быть сформированы как одного возраста, так и разновозрастными.

Состав группы обучающихся – постоянный.

Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

 

Материально-техническая база

Для реализации программы используется кабинет технологии (девочки), оборудованный кухонной зоной и учебной зоной.

 
Технические средства обучения:
·                    компьютер

·                    средства аудио и видео визуализации

·                    DVD – фильм

·                    мультимедийные пособия

Технологическое оборудование:
·                    моечная ванна;

·                    холодильник;

·                    жарочный шкаф;

·                    электроплита;

·                    миксер;

·                    рабочий стол.

Инвентарь:
·                    весы настольные;

·                    разделочные доски;

·                    скалки детские;

·                    терки пластмассовые;

·                    щипцы универсальные;

·                    лопатки;

·                    венчики;

·                    ложки;

·                    шумовка;

·                    сковороды;

·                    сито конусообразное;

·                    детские фартуки.

Дидактические материалы:
·                    технологические карты;

·                    муляжи;

·                    плакаты.