Дополнительная общеразвивающая программа для детей "Юный физик"

В настоящее время в работе со детьми на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность, повышение интереса к экспериментированию. Эти же подходы могут быть нацелены и на обучение решению олимпиадных задач. Поэтому данная программа решает существенную задачу совершенствования умения пользоваться современным инструментарием и практически применять результаты решения проблемы, а также ознакомиться методами работы на начальном этапе исследовательской деятельности. Экспериментальная часть программы может быть реализована без специальных технических средств путём самостоятельного конструирования учащимися оборудования из доступных материалов. Интересной составной частью программы является моделирование физических процессов. Курс не исключает и “меловые” задачи повышенной сложности, необходимые для успешной реализации проекта.

преподаватели

Педагог дополнительного образования: Борисов Николай Михайлович.

Содержание программы

Физика: Путь поисков и открытий. Цели и задачи научно – исследовательской деятельности воспитанников.

Теория. Представить программу всего курса, показать перспективы деятельности  воспитанников.

Физический эксперимент, его роль в развитии науки.

Необходимость физического эксперимента в науке. Мир физических явлений, представленных природой или вызванных физическим экспериментом. (На примере закона Ома). Сообщение на тему: «Известные физики проводившие эксперименты».

Наблюдение физических явлений.

Наблюдение и составление анализа физических явлений. Связь данного явления с ранее изученными. Введение физических величин, характеризующих явление.

Выполнение самостоятельных наблюдений в группах.

Практическая работа.

Пример наблюдений – явление отражения света. Составить план проведения наблюдений (что наблюдать, от чего зависит и какая величина, как зависит и др.)

Оборудование: микролаборатория “Оптика”

Составить план наблюдения, провести описание результатов наблюдений.

Пример наблюдений – явление электромагнитной индукции.

Оборудование: микролаборатория “Электродинамика”.

Дома: повторить, что известно о магнитном и электрическом полях, об электрических зарядах, строении вещества.

Построение моделей в процессе познания.

Модель идеального газа.

Модель строения Солнечной системы.

Модель строения атома и др.

Оборудование: используются видеофильмы или компьютерные модели.

Таблица “Агрегатные состояния вещества”, “Строение атома”, Плакат “Строение Солнечной системы”.

Фундаментальные физические эксперименты.

Оборудование: используются портреты ученых, сведения из учебников физики, “Хрестоматия по физики”, “Из истории физики и жизни ее творцов”.

 “Защита презентаций”.

Практическое занятие.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, системный блок, экран.

Физика практикум.

Лабораторная работа :“Исследование зависимости средней скорости движения тела по наклонной плоскости от угла ее наклона”.

Измерение промежутков времени метрономом, электронными часами.

·        Лабораторная работа “Определение средней квадратичной скорости молекул”.

·        Лабораторная работа “Наблюдение процесса роста кристаллов из раствора”.

·        Лабораторный эксперимент с творческим заданием.

Лабораторная работа “Определение удельного сопротивления материала школьного реостат (без разматывания)”.

Оборудование: микролаборатория “Механика”, микролаборатория “Электродинамика”, микролаборатория “Термодинамика”.

Закономерности технологических систем и применение физических эффектов.

·        Тепловые явления

·        Электрические явления

·        Магнитные явления

·        Световые явления

Занимательные опыты по физике.

Демонстрации опытов учителем, учащиеся объясняют полученный результат.

Конкурс экспериментов.

В ходе занятия воспитанники  демонстрируют заранее подготовленные занимательные физические опыты. Оборудование к конкурсу определяется его участниками.

Теория.

Предпроектная и проектная деятельность воспитанников.

Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, экран.

Обработка последовательных этапов содержания проекта.

Семинарские занятия.

Оборудование: для подготовки занятий используется книга “Обучение для будущего”.

Введение в тему “Физика в развитие космонавтики”.

Теория.

Рекомендуемые номинации для самостоятельных исследований:

1.     Научное наследие К.Э. Циолковского и других ученых.

2.     Астрономия и физика космоса.

3.     Русский космизм.

4.     Космическая биология и медицина.

5.     Этапы ракетостроения.

6.     Космические корабли настоящего и будущего.

Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, экран.

Цели программы

– знакомство с особенностями естественно-научной исследовательской деятельности;
– создание условий для формирования интеллектуальных и практических умений в области исследования явлений природы, физического эксперимента, развития творческих способностей;
– создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

Результат программы

В ходе реализации программы создаются условия для решения таких образовательных задач, как приобретение обучающимися:

·        знаний о методах научного познания природы; о цикле научного познания, месте эксперимента в нём, соотношении теории и эксперимента;

·        умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать их результаты; планировать и выполнять эксперимент; применять математические методы к решению теоретических задач; работать с учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программными средствами; готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; участвовать в дискуссии, уметь предвидеть возможные результаты своих действий.

Особые условия проведения

Особые условия отсутствуют.

Материально-техническая база

В процессе работы используется материально-техническая база кабинета физики и класса информационных технологий. В ходе проведения занятий используется материал школьной медиатеки.