Кружок "Доброе слово"

Актуальность  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Доброе слово»  определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.

            Данная программа «Доброе слово»  позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка и литературы, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес младших школьников к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

            Не менее важным фактором реализации данной программы является развитие у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

            Программа «Доброе слово»  построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

            Содержание программы «Доброе слово»  соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Новизна  программы

           Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Доброе слово»  заключается в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера.

             В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

            Программа «Доброе слово»  предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить ответ.

            При обучении по программе «Доброе слово»  учитываются возрастные психологические  особенности младших школьников. В процессе реализации данной программы предусматривается организация подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между обучающимися (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации работы целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава.

преподаватели

Савичева Ольга Юрьевна, учитель начальных классо

Алимова Екатерина Александровна, учитель начальных классов

Содержание программы

Раздел 1. Повторение  и актуализация знаний о русском языке – 1ч.

• Теория – 0,5 ч. Правила ТБ. Что такое речь. Для чего нужна речь. Звуки и буквы.

Практика – 0,5 ч. Упражнения на актуализацию знаний:

- Назвать количество звуков и букв в словах

- Найти слова, в которых все согласные звуки звонкие или глухие

- Найти в тексте определенные предложения (самые короткие, самые длинные, являющиеся ответом на заданный вопрос).

Раздел 2. Историческая страничка – 5 ч.

• Теория – 2 ч. Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как появился алфавит? Алфавиты разных языков.

Практика – 3 ч. Виды заданий:

 - Разгадать загадки, определить, к какому виду речи можно отнести отгадки.

- Игра «Доскажи словечко»

- Расставить слова в алфавитном порядке

- Дополнить предложения об устной и письменной речи.

Раздел 3. Сказки – 4 ч.

• Теория – 2ч.  Язык сказок, художественные средства языка сказок.

• Практика – 2 ч. Чтение русских народных сказок. Сочинение сказки (бытовой, приключенческой, на школьную тему).

Раздел 4. Язык и речь – 7 ч.

• Теория- 3 ч.  Потребность в речи. Значение языка и речи в жизни людей.   Зачем нужно употреблять в речи «вежливые» слова.

• Практика – 4 ч.

 - Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо.

 - Общепринятые символы.

 - Словарная работа. Что обозначают вежливые слова?

 - Что можно узнать по речи собеседника? Читаем стихи В.В. Маяковского

 - Хорошо ли мы знаем вежливые слова? Игра «Закончи стих»

Раздел 5. Главное правило – 6 ч.

• Теория – 3ч. Фонемы.

• Практика – 3 ч.

  - Игры с фонемами.

 - Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кит и кот».

Раздел 6. Из чего строятся слова? – 7 ч.

• Теория – 2 ч. Что такое слово? Из чего состоит слово? Родственные слова. Многозначность слова. Слова-палиндромы

• Практика – 5 ч. Виды заданий:

 - Работа со словарем. Ищем значения многозначных слов

 - Подбираем родственные слова

 - Игры «Составь слово», «Найди лишнее слово».

 - Придумываем сказку о том, как образовалось слово.

 Раздел 7. Средства выразительности – 6 ч.

• Теория – 2 ч. Знакомство с омонимами, синонимами, антонимами, фразеологизмами.

• Практика – 4 ч.

 Работа с омонимами, синонимами, антонимами, фразеологизмами.  Виды заданий:

 - Замена прилагательных в предложениях антонимами, синонимами.

 - Определяем значение фразеологизмов

 - Инсценирование рассказа Н. Сладкова «Овсянка»

 - Игра «Покажи у себя»

Цели программы

Цель программы:

расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи программы

Образовательные:

- Развить интерес к русскому языку, как к учебному предмету.

- Помочь овладеть основами грамматики.

- Развить внимание и интерес к чтению.

- Развивать обогащение словарного запаса.

- Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.

- Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Метапредметные:

- Через язык приобщить школьников к художественной культуре, развивать творческие возможности ребенка.

- Приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей.

- Развить познавательные способности детей.

- Развивать смекалку и сообразительность.

Личностные:

- Воспитание культуры обращения с книгой.

- Формирование и развитие у учащихся культуры мышления.

- Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

- Обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся.

Результат программы

Обучающиеся научатся:

Предметные результаты:

•          применять правила сравнения;

•          задавать вопросы;

•          находить родственные слова;

•          строить причинно-следственные цепочки;

•          упорядочивать понятия по многозначности слова;

•          находить ошибки в построении предложений;

•          делать умозаключения.

Личностные результаты:

•  объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

•  выражать свои мысли, аргументировать;

• овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

• развивать доброжелательность и отзывчивость;

• развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Метапредметные результаты:

• отличать факты от домыслов;

• овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

• формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

• овладевать художественными средствами языка;

• перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;

• находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы

Особые условия проведения

Программа «Доброе слово»  является инструментом целевого развития способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

             В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет.

2. Персональный компьютер, оснащенный современными компьютерными программами (MS Office) с возможностью выхода в интернет.

3. Принтер.

4. Сканер.

5. Копировальный аппарат.

6. Видеопроектор.

7. Доска.