«Школьная газета "Крик"»

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объёма информации, к её быстрому старению и постоянному обновлению. Общая цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию, и это обосновывает актуальность дополнительной образовательной программы "Школьная газета".

преподаватели

Дударева Ирина Александровна

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Тема 1. Введение в программу.

Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Правила дорожного движения.

Тема 2. История журналистики в России.

Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

Тема 3. Газета в моих руках.

Современные газеты. Рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании. Газета в моей семье. Презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному плану).

Тема 4. Журналистика как профессия.

Представление профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Работа редакции, выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты. Юнкор школьной газеты. Компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Презентация газеты.

Тема 5. Функции журналистики.

Функции журналистики – информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.

Тема 6. Способы сбора информации.

Основные методы. Работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование. Составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью.

Тема 7. Мастерская информационных газетных жанров. Заметка.

Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды замето. Оформление заметки на выбранную тему. Интервью. Особенности жанра, его виды. Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи.

Тема 8. Культура речи.

Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Формы речи: устная и письменная (особенности).

Тема 9. Знакомство с оформительским делом.

Структура газеты. Макет.  Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «:тираж», «шрифт», «иллюстрации», "макетирование". Создание макета номера газеты (на бумажном носителе). Заголовок. Понятие и основные функции заголовка. Шрифт. Знакомство с видами шрифта. Иллюстрация в газете. Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие "компьютерная обработка фотографий и рисунков". Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Тема 10. Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты.

 Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой. Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).

Тема 11. Подготовка статей для школьной газеты.

Рубрики, Темы, иллюстрации. Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Тема 12. Компьютерное редактирование. Верстка газеты.

"Компьютерная вёрстка газеты". Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Publisher. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Тема 13. Подведение итогов работы кружка

 Подведение итогов.  Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

Цели программы

Формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности ребенка в процессе приобщения к сфере журналистики.

 

Результат программы

 Реализация образовательной программы позволит:

- повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;

- заинтересовать учащихся творческим процессом;

- повысить и регулировать личностную оценку учащихся;

- повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

- подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты;

- осуществлять пропаганду педагогической деятельности;

- формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).

Особые условия проведения

При составлении плана занятий учитываются возрастные особенности детей, степень, их подготовленности, имеющиеся знания и навыки. Дети младшего школьного возраста с большим увлечением занимаются практической работой. Чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям ребенка.

При необходимости для детей с особыми потребностями в обучении (как одарённых, так и с ОВЗ или детей-инвалидов) может быть разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

- учебный кабинет, оборудованный партами и стульями,

- компьютерная сеть для монтажа школьной газеты,

- компьютеры,

- наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы Publisher),

- принтер,

- цифровой фотоаппарат,

- диктофон,

- словари.

Стоимость

Доступна оплата сертификатом