«Мир науки» (Заним. математика). Д/о "Аленький цветочек" № 18

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, головоломок, решение различных логических игр и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

преподаватели

Федюнина Людмила Ивановна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория

Содержание программы

Тема 1. «Вводная часть. Игры с кубиками» (3ч.)

Занятие №1.

Теория. Познакомить детей с оборудованием «Курс логики», обучить правильным способам соединения деталей. 

Практика. Упражнения и игры: Сборка фигур по схеме (цветные дорожки, симметричные узоры).

Контроль. Первичный контроль.

Занятие №2

Теория. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу; содействовать проявлению ассоциативно – образного и логического мышления.

Практика. Игры на развитие логического мышления (продолжи ряд, найди закономерность, дострой башню, «Крестики – нолики»).

Контроль. Выставка.

Занятие №3

Теория. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу; содействовать проявлению ассоциативно – образного и логического мышления.

Практика. Игры на развитие логического мышления (продолжи ряд, найди закономерность)

Контроль. Выставка.

Тема 2. «Сложи фигуру» (3ч.)

Занятие №4

Теория. Познакомить детей с правилами выполнения заданий раздела «Сложи фигуру». Уточнить знания об известных геометрических фигурах; учить анализировать форму отдельных частей фигуры и всю фигуру целиком; учить воссоздавать сложные по форме фигуры из отдельных частей по контурным образцам.

Практика. Упражнения и игры: Сборка элементов фигуры по схеме.

Контроль. Наблюдение.

Занятие №5

Теория. Учить воссоздавать сложные по форме фигуры из отдельных частей по контурным образцам.

Практика. Сборка целой фигуры из отдельных элементов с постепенным усложнением.

Контроль. Наблюдение

Занятие №6

Теория. Учить воссоздавать сложные по форме фигуры из отдельных частей по контурным образцам.

Практика. Игры (дополнительно) на нахождение логической пары; на дополнение картинки; на поиск противоположностей.

Контроль. Выставка.

Тема 3. «Равновесие» (3ч.)

Занятие №7.

Теория. Познакомить детей с правилами выполнения заданий раздела «Равновесие». Практика. Упражнения и игры: Сборка фигур по схеме. Сборка целой конструкции из отдельных фигур с постепенным усложнением. Игры (дополнительно): математические лабиринты и головоломки.

Контроль. Наблюдение

Занятие №8.

Теория. Дать понятие о равновесии на примере весов, различных неустойчивых конструкций.

Практика. Упражнения и игры: Сборка фигур по схеме. Сборка целой конструкции из отдельных фигур с постепенным усложнением. Игры (дополнительно): математические лабиринты и головоломки.

Контроль. Наблюдение

Занятие №9.

Теория. Различные способы решения поставленной задачи.

Практика. Упражнения и игры: Сборка фигур по схеме. Сборка целой конструкции из отдельных фигур с постепенным усложнением. Игры (дополнительно): математические лабиринты и головоломки.

Контроль. Выставка.

Тема 4. «Полимино» (4ч.)

Занятие №10.

Теория. Познакомить детей с правилами выполнения заданий раздела «Полимино».

Практика. Упражнения и игры: Сборка фигур по схеме. Размещение собранных фигур на игровом поле с постепенным усложнением. Игры (дополнительно): математические пазлы, разрезные картинки, магические квадраты, танграм.

Контроль. Беседа.

Занятие №11.

Теория. Учить выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности, развивать сообразительность.

Практика. Упражнения и игры: Сборка фигур по схеме. Размещение собранных фигур на игровом поле с постепенным усложнением. Игры (дополнительно): математические пазлы, разрезные картинки, магические квадраты, танграм.

Контроль. Наблюдение

Далее - см. текст Программы

Цели программы

развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Результат программы

Предметные результаты у детей:

Ø  сформируются  умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Ø  сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Ø  совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Ø  сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ø  сформируется умение самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

Ø  Сформируется умение создавать модели при помощи схемы, по замыслу; по образцам, модели.

Личностные результаты у детей:

Ø  умение творчески подходить к решению задачи; 

Ø  умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

Ø  умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Метапредметные результаты у детей:

Ø  развитие логико-математического мышления, формирование элементов учебной деятельности, развитие интереса к моделированию и конструированию.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет, в котором проводятся занятия по дополнительному образованию дошкольников, соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам, имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

Оборудование:

Ø  стол для педагога, столы, стулья (по росту и количеству детей);

Ø  наборы «Курс логики базовый», Академия Наураша, ООО «Научные развлечения» - 7 шт.

Ø  доска, мел;

Ø  мольберт магнитный с набором магнитов для крепления;

Ø  игрушки и декорации для обыгрывания;

Ø  ноутбук,

Ø  аудиомагнитофон

Ø  мультимедийное оборудование.

Стоимость

Внебюджет.