Групповые логопедические занятия для обучающихся 4 классов

 

Программа предназначена для групповой логопедической работы по предупреждению и коррекции недостатков устной речи, чтения и письма с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ начального общего образования, обусловленные ТНР или ЗПР.

Обучение осуществляется  после комплексной психолого-медико-педагогической диагностики на основании заключения ПМПК, ППконсилиума МОУ ЦППМСП "Высота" и предполагает обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы сопровождения).

преподаватели

учитель-логопед Курганова Татьяна Васильевна

Содержание программы

Программа групповых логопедических занятий  предусматривает овладение обучающимися умениями, формируемыми не изолированно друг от друга, а в процессе познавательной деятельности, которая организуется таким образом, чтобы усвоение элементов теории было непосредственно связано с их применением в речевой практике, в различных видах речевой деятельности:

·         говорение – слушание,

·         чтение – письмо,

·         виды общения: бытовое и учебное,

·         отработка компонентов коммуникативной системы в процессе общения.

Для коррекционных логопедических занятий отбирается речевой  материал, который используется детьми 7-11 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме, с учетом программы обучения русскому языку из области:

·         фонетики: звук – буква, гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый, ударение и т.д.;

·         лексики: родственные слова, антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы;

·         морфологии: словообразование, словоизменение;

·         грамматики: связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложение простое, распространенное, сложное.

·         речеведения: текст, как источник информации, тема и основная мысль текста, заголовок, структура  текста.

В целях формирования культуры устной речи  на всех этапах коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления.

 Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии проводится  работа по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексики, морфологии, грамматического строя и связной речи. Приоритетное направление занятия, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач  на каждом этапе коррекционной работы.  Это могут быть:

·         сведения теоретического характера (учебные понятия);

·         сведения операционного характера ( о способах деятельности);

·         материал для наблюдения за языковыми явлениями;

·         специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку;

·         разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры.

 

Цели программы

Предупреждение и коррекция недостатков устной речи, чтения и письма младших школьников, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ начального общего образования;  реализация коррекционной логопедической работы во взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности.

 Освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной социальной деятельности в области речевых факторов.

Результат программы

– полная или частичная компенсация недостатков чтения и письма;

формирование и совершенствование разных видов речевой деятельности;

первоначальное практическое усвоение главных понятий курса русского языка (фонематических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи и функции;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных

 – сформированность  базовых  психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности, готовности  к полноценному усвоению программного материала; преодоление неуспеваемости

– школьная и социальная адаптация обучающихся: способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Особые условия проведения

Зачисление на данных курс проходит после комплексного психолого-педагогического обследования на основании заключения ППконсилиума МОУ ЦППМСП "Высота"