Танцы народов мира

Программа художественной направленности «Танцы народов мира. Стартовый уровень» раскрывает содержание и методику занятий, проводимых в студии танцев народов мира «Хабибочки» с девочками 6-16 лет на начальном этапе обучения и рассчитана  на один год.

Танцевальное искусство как способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела существует с древнейших времен. Это важная и неотъемлемая часть культуры любой страны. Изучение танцевального наследия народов мира, сравнение национальных традиций других стран с  традициями русского народа пробуждает интерес к изучению национальной хореографической культуры и воспитывает уважение к национальным культурам других народов.

Танцевальная культура народов мира очень разнообразна и интересна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения каждого народного танца, у каждого народа своя музыка и костюмы – все это вместе создает неповторимый национальный колорит. Но при реализации данной программы перед педагогом не стоит задача охватить весь объем народной хореографии: множество стилей и направлений в максимальной мере. На стартовом уровне обучения целесообразно изучать один-два народных танца. Выбор народностей определяется педагогом в начале каждого года отражается  в календарном учебном графике данной программы.

Физическая нагрузка при занятиях хореографией дается дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, и, при грамотном подходе педагога к проведению занятий, даже устраняет недостатки физического развития, так как в студию принимаются дети любой комплекции.

преподаватели

Лаврова Галина Борисовна - педагог дополнительного образования

Окина Анна Евгеньевна - педагог дополнительного образования

Чепракова Александра Сергеевна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел «Танцы народов мира»
Тема 1. Вводное занятие – 1 час.

Теория: Постановка задач на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности на занятиях и ПДД.

Тема 2. Изучение основных понятий танцев народов мира - 6 часов.

Теория: Изучение разминки, названий и правил исполнения позиций ног, позиций и положений рук, ходов, движений на месте, рисунков и т.д. из курса «Ритмика».

Практика: Исполнение движений, как по отдельности, так и в комбинациях с движениями рук или другими движениями ног. Исполнение движений и комбинаций парами, тройками и т.п. по заданному рисунку

Тема 3. Основные движения народного танца - 12 часов.

Теория: Изучаются названия, виды, правила исполнения движений русского академического танца и 1-2 танцев по выбору педагога.

Практика:  Исполнение движений на месте, по рисункам, соло, парами, тройками и т.д. Небольшие танцевальные комбинации (соединение движений рук, ног, головы, ракурсов, рисунков и т.д.).

 

Тема 4. «Рисунки танца и перестроения» - 4 часа.

Теория: Изучение более сложных рисунков танца, правил их исполнения: «змейка», двойная «диагональ», две «диагонали» - «галочка» и «птичка», «круг в круге», «карусель», «прочес» в «линиях» и «колонках».

Практика: Исполнение по изученным рисункам различных ходов соло, в парах, используя соединения рук в массовом танце. Варианты перестроения из рисунка в рисунок.

Тема 5. «Развитие артистизма» - 4 часа.

Теория: Понятия «апломб», «мизансцена». Знакомство с языком танцевальной мимики и жеста.

Практика: Изучаются пантомимические движения, жесты и пластика, пространственные положения и перемещения по «Словарю от жеста к танцу» Е.В. Горшковой.

Тема 6. «Подведение итогов» - 7 часов.

Теория: Уточнение с воспитанниками правил и нюансов исполнения движений и комбинаций. Построение хода итогового занятия, подбор музыкального материала.

Практика: Повторение изученного материала за отчетный период (четверть, полугодие, год, в конце первого этапа обучения - по выбору педагога). Подведение итогов.

Тема 7. «Развитие интереса к изучаемому материалу» - 2 часа.

Практика: Подготовка к мероприятиям. Просмотр видеозаписей концертных выступлений различных хореографических ансамблей с обсуждением увиденного. Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня.

Раздел «Восточный танец»
Тема 1. «Вводное занятие» - 1 час.

Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях и ПДД. Знакомство с костюмом, формой для занятий.

Тема 2. «Базовые ритмы восточной музыки» - 3 часа.

Теория: Знакомство с видами ритмов. Виды ритмов: мальфуф.

Практика: Разучивание основных ритмов арабских танцев. Прохлопывание ритмов под музыку и без аккомпанемента. Движения в изучаемом ритме.

Тема 3. «Основные движения и положения восточного танца» - 12 часов.

Теория: Изучение/повторение разминки. Знакомство основными понятиями восточного танца, их названиями и правилами исполнения. Основные позы в восточном танце: стоя, сидя, полусидя.

Практика: Постановка корпуса. Наклоны головы в стороны. Движения плечами вверх – вниз. Движения корпусом и бедрами отдельно друг от друга и т.д.

Тема 4. «Соединение простых элементов в связки и комбинации» - 5 часов.

Теория: Соединение простых изученных элементов и движений в отдельные связки.

Практика: Соединение изученных элементов и  движений в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Соединение изученных движений с различными положениями рук.

Тема 5. «Использование реквизита в танце» - 3 часа.

Теория: Хореографические особенности использования реквизита (платка) в танце.

Практика: Положения рук с платком. Основные движения платком. Исполнение изученных ранее элементов с платком в руках. Возможности платка в создании особенного танца.

Тема 6. «Актерское мастерство» - 3 часа.

Теория: Знакомство с понятиями «артистизм», «мимика», «жесты», «эмоции».

Практика: Игры на развитие актёрского мастерства: «Поймай улыбку».

Тема 7. «Подведение итогов» - 7 часов (теория 1 час, практика 6 часов).

Теория: Уточнение с воспитанниками правил и нюансов исполнения движений и комбинаций. Построение хода итогового занятия, подбор музыкального материала.

Практика: Повторение изученного материала за отчетный период (триместр, полугодие, год, в конце первого этапа обучения - по выбору педагога). Подведение итогов.

Тема 8. «Развитие интереса к изучаемому материалу» - 2 часа (практика 2 часа)

Практика: Мероприятия на выбор педагога.

Цели программы

Цель: первоначальное знакомство с техникой исполнения народно-сценического танца вообще и сценического восточного танца в частности; развитие исходных природных физических и психофизических данных; воспитание у детей уважения к национальным традициям разных народов мира.

Результат программы

В обучении (предметные).

Воспитанницы должны освоить базовые элементы восточного танца, уметь их самостоятельно грамотно исполнить. Воспитанники должны познакомиться с направлением хореографии «народный танец», несколькими танцами народов мира. Должны освоить основные названия элементов и движений, в том числе необходимый данному возрасту объем французской терминологии. Воспитанники знают основные позиции, положения и правила перевода рук в сольном, парном и массовом танцах, основные позиции ног в народном танце, правила исполнения основных рисунков. Должны уметь сохранять исходные рисунки и интервалы.  Познакомились с музыкальным материалом разных народов. Воспитанницы должны получить представление о танце как о  явлении в восточной культуре.

В развитии (метапредметные).

Воспитанники овладели основными приемами коллективного творчества, познакомились  с постановочной, репетиционной и концертной деятельностью. У воспитанниц должны окрепнуть мышцы спины и брюшного пресса, улучшиться пластика и координация движений. Развита эмоциональность исполнения и заложены основы выразительного исполнения: воспитанники не боятся сцены и зрителя, воспринимают улыбку как часть танца. Начата работа над развитием музыкальности исполнения.

В воспитании (личностные).

 Воспитанники усвоили основы понятия «дисциплина»: приходят на занятия заранее, следят за своим внешним видом, умеют правильно подготовиться к занятию (не забывают необходимые элементы формы). Усвоены общие правила культуры общения: терпимость по отношению к недостаткам или неудачам других, умение порадоваться успехам товарища, взаимовыручка и взаимозаменяемость как основы коллективного творчества. Воспитанники владеют основными правилами сценической и зрительской культуры – поведение танцоров на сцене и в зрительном зале. Заложен интерес к творчеству других коллективов. Воспитанники с пониманием относятся к особенностям культуры разных народов.

Особые условия проведения

Система требований полностью согласована с базовым уровнем содержания общего среднего образования и очерчивает минимум знаний и умений.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимы специально оборудованные репетиционные залы, собственная сцена, видео- и аудиоаппаратура, дополнительные специализированные помещения.

Занятия проходят в зеркальном  балетном зале. Это позволяет обучающимся самостоятельно наблюдать за своими ошибками и удачами, что способствует развитию адекватной самооценки.

Для создания мотивации к занятиям дети и педагоги должны быть одеты в специальную форму черного цвета (обтягивающий топ-футболка, лосины, балетки или джазовки, по мере необходимости - туфли). При необходимости для той или иной постановки на занятиях используется определенный реквизит (платки, посуда, головные уборы и т.п.)

Для музыкального сопровождения занятий используются музыкальный центр и специально подобранная USB – аудиотека, а для просмотра видеоматериалов по данному направлению – проектор и ПК.