Стихосложение

Поэтический кружок «Стихосложение» поможет привлечь учащихся, любящих литературу, выразительное чтение,   к проведению классных и школьных мероприятий. Ребята  практически станут участниками концертов, праздников, как чтецы, исполнители собственных сочинений, литературных композиций, будут организаторами литературных викторин, вечеров поэзии.

Предусмотрена работа по теории стихосложения, по анализу литературных произведений, по основам художественного чтения, по воплощению произведений в звучащем слове, по воспитанию качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения

преподаватели

Утемов Андрей Геннадьевич, учитель русского языка и литературы

Содержание программы

1.Вводное занятие  1 ч.

Цели и задачи кружка. Беседа о культуре поведения, материале, который понадобится на занятиях. Основные задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности на природе при проведении экскурсий. Слово учителя об истории стихосложения.

2.Теоретический материал 15 ч.

Рифма, рифмовка

Рифма точная и неточная, оригинальная и банальная, мужская и женская. Клаузула. Сравнительный анализ стихотворений с разными видами рифм. Подбор рифм.  Рифмовка: смежная, кольцевая, перекрёстная. Игра в буриме по заданным рифмам с разной рифмовкой.

Размер стиха

Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Трёхсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест. Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова. Определение размера.

Тема, идея стихотворения

Истолкование названия, его соотношение с темой, идеей, лирическим сюжетом стихотворения. Анализ стихотворения. Игра в буриме.

Изобразительные средства языка

Работа со словарём. Эпитеты постоянные, метафорические, сравнения прямые и отрицательные. Прямое и переносное значение слов. Метафора. Олицетворение. Работа с текстом по нахождению тропов, их замене. Гипербола, литота, метонимия, синекдоха. Риторический вопрос, обращение, восклицание. Анализ стихотворения Бунина «Листопад».  Работа с текстом (подбор эпитетов и сравнений)

Виды строф в классической поэзии

Онегинская, балладная, одическая строфы. Сонет. Лимерики. Определение, строфики в отрывке из романа  «Евгений Онегин».

Басня

Знакомство со строением басни. Тематика басен. Разбор, прочтение басен Крылова.

Акростих

Знакомство с видом стиха – акростих. Тематика, идея. Анализ стихотворений Ахматовой, Гумилева.

Стихи в прозе

Знакомство с понятием стих в прозе. Анализ произведений И.Тургенева. Структура.

Частушки

Знакомство с фольклорными произведениями. Юмор в стихах. Виды частушек, тематика произведений, задачи.

Хокку

Японская поэзия. Наблюдение над особенностями хокку, их строением, тематикой.

Стихи лирического содержания

Любовная, пейзажная, философская, гражданская лирика. Сравнительный анализ текстов.

3.Экскурсии на природу с целью наблюдения, сбора материала 2ч.

Наблюдения за людьми, природой осенью и зимой, запись в блокноты эпитетов, сравнений, мыслей, фраз.

4.Сочинение стихов 28 ч.

Практические занятия. Сочинение стихов на заданную тему, рифму, строфу. Коррекция учителем стихотворений. Запись в блокноты

5.Чтение стихотворений 15 ч.

Чтение своих стихотворений в аудитории. Коррекция учителем интонации, выразительности. Знакомство с паузами при выразительном чтении, влиянии слова на слушателя.

6.Концертная программа 4 ч.

 Презентация книги, чтение стихов собственного сочинения. Участие в конкурсе чтецов, на мероприятии, посвященном Дню Матери. Внешний вид выступающего. Последовательность, подбор материала.

7.Оформление книги «Наш поэтический мир» 5 ч.

Знакомство с книгопечатанием, аннотацией.  Оформление обложки. Выбор названия. Подбор содержания книги. Реализация.

 

 

Цели программы

Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.

Результат программы

1. понятие о художественном мире как воображаемой реальности;

2.виды рифмы и рифмовки, строфы, тропы, систему стихосложения, двусложные и  трёхсложные размеры стиха

3.разновидности стихотворений

будут уметь:

 

1.     – Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

2.     – адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

3.     – пользоваться словарями, справочниками;

4.     – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

5.     –  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

6.     – создавать тексты различного жанра;

7.     – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

8.     – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

9.     – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

10.  – осознанно воспринимать и понимать текст;

11.   – выразительно читать, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

12.   – воспринимать художественный текст как произведение искусства;

13.  – вступать в диалог с другими читателями.

14.  – осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты.

Особые условия проведения

 

Занятия выстроены следующим образом:

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2.Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3. индивидуальный подход к каждому воспитаннику

Материально-техническая база

библиотечный фонд школы

Видео