«Логоритмика»

Данная Программа представляет собой систему логоритмических занятий для детей 4-5 лет, посещающих обычный детский сад, которые могут исправить речевые нарушения дошкольников.

Лого ритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю по 30 минут. Занятия проводятся учителем-логопедом с октября по апрель включительно.

Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скорректировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.

преподаватели

Учитель-логопед Гульченко Алла Станиславовна

Содержание программы

 

Реализация программы «Логоритмика» проходит по двум направлениям  

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР объединены педагогические технологии как традиционные, так и инновационные.

К традиционным технологиям относятся:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
На занятиях используются следующие виды ходьбы:

ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;
ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;
ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала;
ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по одному;
ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;
ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;
ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2—3 круга);
ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.
Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки).
Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На лого ритмических занятиях используются:
упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
выработка продолжительного речевого выдоха,
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость, распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Ритмические игры и счетные упражнения развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и распевок развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и другие упражнения на развитие мелкой моторики.  Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
Игра на детских инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Театральные этюды.

Цели программы

Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Результат программы

 

При регулярном проведении лого ритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, Рече двигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

Особые условия проведения

 • Лого ритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
• Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
• Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
• Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
• Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
• Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
• Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.

Материально-техническая база

Технические средства:

Музыкальный центр;
Принтер;
Музыкальные произведения.


Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

Бланки с заданиями по темам;
Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
Схемы-планы, модели.


Игровой и спортивный инвентарь:

Костюмы зверей;
Музыкальные инструменты;
Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
Пособия на развитие дыхание,
Ритмические палочки,
Массажные мячики «Су-джок»