"Природа в фокусе" (базовый уровень)

             Программа направлена на широкое общение с живой природой, и, непосредственно с природой родного края. В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Сейчас, как никогда важно и необходимо формировать у людей осознанную гордость за природные территории и богатства  своей страны и начинать такую работу надо уже с детских лет как можно раньше. Здесь  важно понимать, что усвоение такого учебного материала лучше будет проходить в атмосфере игры, через  исследовательский поиск и творчество.

Многолетний педагогический опыт показывает, что детей увлекает стремление самостоятельно сделать красивое изделие. Изделие, прошедшее через руки ребёнка, в которое он вложил свой труд, любовь, фантазию, особенно дорого ему. Оно вносит в жизнь ребёнка радость творчества и созидания. Процесс творчества развивает эстетический вкус у детей, приносит душевное равновесие, ощущение собственной ценности и значимости.

 Программа «Природа в фокусе» направлена на продолжение изучения окружающего мира и умения передавать его красоту в своих работах, материализуя в работах  свое переживания, чувства, эмоции, воображения, фантазию, ассоциацию, отношение к миру и к себе, мысли и художественные идеи автора.         Большое внимание в процессе обучения уделяется бережное отношение к природе. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило и сфотографировать для того, чтобы показать другим красоту природы родного края. Труд по изготовлению поделок может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. На фотографии можно рассматривать процессы изменения в природе.

          Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены экскурсии на природу, творческие работы, фотосъемка на открытом воздухе, творческие работы и фотосъемка в помещении, выставки детского творчества, конкурсы различного уровня.

Педагоги

Михеева Татьяна Васильевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

·                  Изучение флоры и фауны родного края, как правильно сделать фото.

·                  Изучение флоры и фауны в осенний период, как правильно сделать фото.

·                  Изучение флоры и фауны в зимний период, как правильно сделать фото.

·                  Изучение флоры и фауны в весенний период, как правильно сделать фото.

·                  Участие в массовых, конкурсных мероприятиях.

   Настоящая программа предполагает дистанционное обучение и  проведение академических занятий,  использование активных, нестандартных форм работы через коллективно-творческую деятельность. В течение года предполагается проведение следующих видов занятий:

·         теоретические, на которых дети будут знакомиться с основами природопользования, основами фотографии, с различными видами прикладного творчества, инструментами  и материалами, используемыми в работе, техникой безопасности и т.д.

·         практические, на которых будет происходить освоение учащимися практических умений и навыков работы с разнообразными материалами (природный материал) и инструментами (учащиеся на практике попытаются применить свои знания о правилах построения композиции, технологии изготовления поделок (аппликация, панно или изделия из природного материала)

·         экскурсионные, на которых будет происходить знакомство с  природой  и ее явлениями.

              Каждый раздел, содержание которого  позволяет обучающимся постепенно осваивать познания о природе, совершенствовать мастерство, улучшать  качество изготовляемых изделий и фотографий.

              Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая  особых трудностей, метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах,  пробуждает интерес к занятиям.

Цели программы

Цели:

 - расширение знаний обучающихся об объектах окружающего мира;

 - развитие познавательной активности, самостоятельности и наблюдательности;

 - формирование бережного отношения к природе.

 

Задачи

Обучающие:

 - содействовать приобретению опыта фотографирования в различных внешних      условиях.

- сформировать знания  флоры и фауны;

- содействовать в формировании и развитии навыков восприятия природы родного края.

Воспитательные:

- воспитать у детей настойчивость, целеустремлённость и ответственность за достижение высоких творческих результатов;

 - воспитывать в учащихся патриотизм через развитие чувственно-эмоционального  отношения к объектам  фотосъемки – пейзажам родного края;

- содействовать в формировании опыта творческой деятельности, сформировать ценностные ориентации.

Развивающие:

 - сформировать у детей стойкий интерес к миру живой природы и фотографии;

  - развивать потребность в творчестве и познании окружающего мира;

  - развивать  восприятие, внимание, воображение, интуитивное и логическое  мышление;

  - сформировать навыки самостоятельной творческой работы в области фотодела;

 - сформировать активную гражданскую позицию в отношении нарушений природоохранных норм поведения.

Результат программы

     Требования к уровню подготовки обучающихся  направлены на овладение ими знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации к жизни в обществе. Каждый этап обучения подразумевает достижение ребѐнком определѐнного уровня знаний, умений, навыков, освоение опыта творческой деятельности, а также развитие его личностных качеств.

 

Учащиеся должны знать:

- изменения растительного и животного мира в связи  с сезонными явлениями (осень, зима, весна, лето);

 - многообразие птиц (зимующие и перелетные);

- правила ухода за домашними животными и растениями.

 

Учащиеся  должны уметь:

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, оформлять результаты наблюдений;

 - соблюдать правила поведения в природе;

 - распознавать растения и животных;

  - изготавливать кормушки для птиц;

- умение строить речевое высказывание в устной форме;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

 - адекватно воспринимать оценку педагога

Особые условия проведения

Дистанционная форма обучения

·                  Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения  (учебные фильмы, видеоролики, мультфильмы и т. п.)

·                  Онлайн консультирование родителей, проведение видео чатов родительских собраний через мессенджер

·                  Создание своего сайта, через который проходит основная работа с детьми и их родителями по обучению и развитию навыков

Преимущества дистанционного обучения:

·                   Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;

·                   Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

·                   Современность обучения, разнообразие и доступность изучения фауны и флоры самостоятельно.

Организация взаимодействия с детьми и их родителями для дистанционного обучения правилам дорожного движения

·                   Электронная почта;

·                   Система дополнительного образования Московской области «Навигатор»;

·                   Сайт детского объединения «Природа в фокусе».  Эта образовательная площадка, которая имеет функцию хранилища методических материалов, полезных ссылок и собственных наработок.

Материально-техническая база

Материально- техническое обеспечение:

Учебный класс, оборудованный соответствующей и необходимой мебелью.
Компьютер с доступом к сети Интернет.
Копировальная техника.
Фотоаппарат
Магнитная доска
Мультипроектор
Экран 
 

Методическое обеспечение:

Наличие поурочно разработанных занятий.
Учебная литература по разделам программы.
Проверочные тесты и задания.
Подборка видеофильмов.
 

Наглядно- дидактическое  обеспечение:

Серия цветных иллюстративных плакатов.
Наборы карточек, плакатов с изображением флоры и фауны.
Фото и видео материалы.