Средний ансамбль

Данная программа является комплексной и включает в себя приемы и методы, а также содержание таких образовательных дисциплин как «детский танец», «гимнастика», «ритмика», «народно-сценический танец».

Важной частью программы является подготовка номеров к концертам и непосредственно концертные выступления в составе ансамбля «Гармония». «Ансамбль – значит вместе», - И. Моисеев. Ансамбль – это лучшая школа коллективной деятельности (коллективного творчества). Главная задача каждого участника ансамбля -  научиться, став частью общего, сохранять свою творческую индивидуальность. А задача педагога – помочь ему в этом.  Участвуя в работе ансамбля, ребенок может научиться передавать языком танца многообразие чувств и эмоций, реализовать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания и приобретенные умения и навыки (демонстрировать степень освоения программы), приобрести сценический опыт. Регулярное участие в концертной деятельности придает обучающимся уверенности, снижает тревожность, помогает повысить самооценку и эмоциональную устойчивость, что является хорошей психологической подготовкой к различным жизненным ситуациям (экзамены и т.п.).

           Программа учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка: возрастные психолого-педагогические характеристики, психофизиологические особенности, состояние здоровья и иные медико-психолого-педагогические параметры. Настоящая программа отражает разнообразие специальных упражнений для выработки большого числа специальных, все усложняющихся двигательных навыков, а также предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Педагог в работе учитывает, что большинство упражнений предназначаются для исполнения всеми детьми. Однако, наиболее сложные элементы могут исполняться конкретным ребенком в своем темпе или с неполной амплитудой. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности работы по освоению программы индивидуально для каждого обучающегося.

преподаватели

Румянцева Светлана Владимировна - педагог дополнительного образования

Денисова Евгения Владимировна - педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие – 2 часа

Теория 2 часа. Знакомство с предметом; инструктаж по технике безопасности.

2. Безопасность дорожного движения – 2 часа

Теория 2 часа. Инструктаж по безопасности дорожного движения.

3. Приобретение физической формы – 8 часов.

Теория -  часа. Изучаются названия и правила исполнения упражнений и движений. Практика - 6 часов.  Повторяются сценические номера из репертуара прошлых лет. В готовые постановки вводятся новые исполнители (при необходимости).

4.1. Движения к концертным номерам – 8 часов.

Теория - 2 часа.  Прослушивание музыкального материала. Изучение терминологии и правил исполнения движений.

Практика – 6 часов. Исполнение основных движений данного танца: массовых, женских, мужских. Работа над техникой исполнения сложных движений.

4.2. Рисунки танца – 6 часов.

Теория - 2 часа. Понятие интервала в рисунке  танца. Изучаются терминалогия и правила исполнения рисунков.

Практика - 4 часа. Исполняются изученные движения в рисунках.

4.3.Танцевальные комбинации – 8 часов.

Теория – 2 аса. Педагог показывает обучающимся танцевальные комбинации и объясняет особенности музыкальности исполнения (для изучения выбирается медленный теп музыки, с постепенным его увеличением до желаемого)

Практика – 6 часов. Дети самостоятельно исполняют танцевальные комбинации под данное музыкальное сопровождение. Последовательное соединение комбинаций и рисунков в развернутые комбинации. Работа над техникой исполнения сложных  комбинаций.

4.4. Работа по подгруппам – 6 часов.

Теория – 2 часа. Педагог показывает обучающимся танцевальные комбинации сольных партий и объясняет особенности их исполнения (для изучения выбирается медленный теп музыки, с постепенным его увеличением до желаемого)

Практика – 4 часов. Дети самостоятельно исполняют танцевальные комбинации под данное музыкальное сопровождение. Работа над техникой исполнения сложных движений и   комбинаций.

4.5.Развитие артистизма – 4 часа.

Теория – 2 часа. Изучаются: понятие «характер исполнения», «танцевальная пауза», способы передача характера музыки движением, приемы владение мимикой и жестом

Практика – 2 часа. Игровые задания по типу игры «море волнуется раз…»; музыкально-ритмические игры сюжетные, ролевые, импровизационные; простые задания по пантомиме. Работа над эмоциональностью исполнения, передачей характера  и национального колорита.

4.6.Работа с реквизитом – 4 часа.

Теория – 2 часа. Изучаются приемы обращения с предметами народной хореографии.

Практика – 2 часа. Исполняются  движения с реквизитом.

5.Работа с готовыми концертными номерами – 8 часов.

Практика – 8 часов. Увеличение темпа исполнения номера. Работа над музыкальностью исполнения. Проведение репетиций – поддержание номера в «рабочем» состоянии. Замена состава исполнителей: частичная, полная (по необходимости). Работа со  вторым составом исполнителей. Внесение дополнений и изменений в танцевальный текст концертного номера (по необходимости).

6. Концертная  деятельность – 8 часов.

Теория – 2 часа. Проведение организационного собрания с воспитанниками и их родителями (по необходимости).

Практика – 6 часов.  Подготовка номеров к концертам: репетиции в концертных костюмах и  обуви, с реквизитом, генеральная репетиция на концертной площадке (по возможности). Непосредственное участие в концерте.

7. Развитие интереса к изучаемому материалу – 4 часа.

Теория – 4 часа.  Знакомство с особенностями танцевальной и музыкальной культуры, костюмом, бытом, обычаями, праздниками  изучаемой области России. Мероприятия на выбор педагога:

·         посещение концертов ансамблей народного танца и фольклорных коллективов, представляющих программу по данной теме;

·         поездки на экскурсии;

·         посещение музеев и выставок;

·         участие в обрядовых календарных праздниках (в качестве зрителей или исполнителей);

·         просмотр видеоматериала и иллюстраций,  чтение книг по теме.         

8.Итоговая (промежуточная) аттестация – 2 часа.

Практика – 2 часа. Самостоятельная демонстрация детьми на открытых занятиях и концертах изученного за истекший период.

9.Итоговое занятие – 2 часа.

Практика – 2 часа. Подведение итогов учебного года.

Цели программы

Цель: Развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений и навыков, полученных в период обучения по программе «Ансамбль», выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к участию в концертах и конкурсах различного уровня.

Результат программы

В обучении:

-        обучающиеся знают с основными стилями, жанрами хореографии;

-        обучающиеся знают особенности русского народного танца;

-        обучающиеся понимают основные французские термины;

-        обучающиеся умеют исполнять программные элементы и движения русских танцев и танцев народов мира;

-        обучающиеся могут исполнить соответствующие возрасту и уровню подготовки танцевальные композиции.

В развитии:

-        развиваются исходные природные данные: физическая сила, ловкость, выносливость, выработана правильная осанка и красивая походка;

-        развиваются микро- и макрокоординация;

-        развиваются произвольное внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение, трудолюбие, воля, упорство, целеустремленность, самоконтроль и самооценка, пробуждается интерес к русскому народному танцу.

-        обучающиеся получают опыт коллективного творчества.

В воспитании:

-        обучающиеся соблюдают правила общения и взаимодействия в коллективе, с педагогами,

-        обучающиеся соблюдают правила поведения на занятии, развивается самодисциплина;

-        обучающиеся соблюдают правила поведения на сцене;

-        обучающиеся уважительно относятся  к особенностям культуры разных народов мира;

-        обучающиеся демонстрируют внимательность и отзывчивость, пунктуальность и ответственность, бережное отношение к труду других людей, уважение к старшим, терпимость к особенностям личности;

-        обучающиеся придерживаются правил «здорового образа жизни».

Метапредметные:

-        Познавательные: развиты произвольное внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение – творческие способности, развиваются способности к анализу и обобщению.

-        Регулятивные: умение принимать и выполнять поставленные задачи, действовать по заданным алгоритмам; умение ставить перед собой цель, планировать действия по ее достижению, осуществлять контрольно-корректирующие действия; развиты навыки самоконтроля и самооценки; развивается способность к рефлексии собственных достижений и затруднений.

-        Коммуникативные: умение выстраивать коммуникацию со сверстниками и педагогами, грамотная речь, умение достигать цели и задачи в сотрудничестве со сверстниками.

Личностные:

-        уважительное отношение к себе и окружающим;

-        уважительное отношение к родной культуре;

-        развит интерес к народному творчеству;

-        культура поведения на сцене и в зрительном зале;

-        ответственное отношение к обучению и труду.

В результате освоения приемов  выражения всей гаммы чувств и настроений пластическими средствами и мимикой, приемы межличностного общения («воспитанник-педагог», «партнёр-партнёрша», «отдельный исполнитель-ансамбль/коллектив») обучающиеся становятся эмоционально гибким, формируются и совершенствуются их коммуникативные навыки.

Выход на сцену невозможен без освоения приемов артистизма. Знакомство с  азами «актерского перевоплощения» побуждает к  самостоятельному художественному осмыслению воспитанниками хореографического материала: воспитывается самооценка, самоконтроль, творческое отношение сначала к занятиям танцем, а затем – к любому виду деятельности.

Особые условия проведения

Система требований полностью согласована с базовым уровнем содержания общего среднего образования и очерчивает минимум знаний и умений.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для успешной реализации программы необходимы специально оборудованные репетиционные залы, собственная сцена, видео- и аудиоаппаратура, дополнительные специализированные помещения, оборудованное рабочее место для педагога балетные залы площадью не менее 60 кв.м, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки), зеркала размером 7м х 2м на одной стене; наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе; помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал); костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений; раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей. 

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,  костюмерной.