Юный исследователь. Проектная деятельность

      Обучение началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через занятие в дополнительном образовании, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение обучающихся к исследованию начинается с мотивации.

      Именно на этой стадии каждый юный исследователь должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде всего исследовательская деятельность должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.

      Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на следующей ступени обучения.

      Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

преподаватели

Борисенко Оксана Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Расписание

По 2 академических часа с перерывом 1 раз в неделю.

Содержание программы

1-ый год обучения.

I. Раздел: Введение в программу.

Вводное занятие.

Теория. Образовательный маршрут - знакомство с разделами программы первого года обучения. Техника безопасности на занятиях при работе с инструментами и приспособлениями. Организация работы объединения. Вводный мониторинг. Мы исследователи. Что такое исследование?

Практическая работа. Организационные вопросы. Проведение вводного мониторинга. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с примерами, экспериментальных, теоретических тем детских исследований. Просмотр видеофильма. Познавательная игра. Просмотр презентаций. Проведение опытов.

II. Раздел: Моя Вселенная.

Теория. Как построить своѐ Я. Мой внешний вид Правильное питание и значение сна для человека. Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим. «Дружно в школу мы идѐм». Я хозяин своего здоровья.

Практическая работа. Просмотр презентации. Просмотр видеофильма. Проведение экспериментов. Игра-проект «Волшебный цветик-семицветик». От улыбки станет всем светлей. Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Проект «Правила этикета». Рисование своих эмоций под музыку. Просмотр видеороликов. Познавательная викторина. Работа с фотографиями и рисунками. Проведение экспериментов. Проведение экспериментов.   Практикум «Приятного аппетита» (этикет за столом). Беседа о режиме дня. Поиски красивого вокруг себя. Игра – путешествие.Составляющие здоровья. Гимнастика для глаз. Беседа гигиена правильной осанки.

III. Раздел: Земля – наш общий дом.

Теория. В царстве Природы. Мой родной край. «От школы до дома». Многообразие растительного и животного мира. Дивная землица.

Практическая работа. Просмотр мультфильма. Проведение опытов. Познавательная программа «В гости к Деду Природоведу». Легенды о растениях и их удивительных свойствах. Проведение опытов. Игра «Кто больше?» (Составление природных связей между животными и деревьями). Игра «Угадай, чей листочек?» и их зарисовка. Наблюдение «Умеет ли, разговаривать природа?» . Поход в краеведческий музей. Работа с картой Московской области. Заочная экскурсия «Достопримечательности моего города». Мини-проект. Сочинение сказок. Проведение опытов. Выпуск плакатов и листовок.

IV. Раздел: Вода – источник жизни.

Теория. Волшебница вода. Живительная водица.

Практическая работа. Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Просмотр видеороликов о воде. Опыты с превращениями воды в различные состояния. Практическая работа «Круговорот воды в природе». Исследовательская работа «Свойства воды». Фокусы с использованием воды. Проект «Капелька».

V. Раздел: Воздух вокруг нас.

Теория.  Работа воздуха. Путешествие воздуха.

Практическая работа. Просмотр презентации. Выполнение комплекса дыхательной гимнастики. Проведение опытов. Мини-проект. Прочтение и сочинение сказок. Интерактивная игра. Проведение опытов.

VI. Наш друг огонь

Теория. Огонь - друг, Огонь – враг. Приключения Огонька.

Практическая работа. Сквозь пламя огненной стихии. Просмотр мультфильма. Познавательная игра «Пожарные». Проект «Огонь – необычное, но объяснимое». Исследовательский проект «Волшебная сила огня». Проведение опытов. Сочинение сказок. Выпуск плакатов.

VII. Раздел: Подведение итогов.

Практическая работа.

Подведение итогов реализации образовательной программы. Проведение промежуточного мониторинга освоения программы. Итоговый мониторинг освоения программы.

2-ой год обучения

I. Раздел: Введение в программу.

  Вводное занятие.

 Теория. Образовательный маршрут - знакомство с разделами программы второго года обучения. Техника безопасности на занятиях при работе с инструментами и  приспособлениями. Организация работы объединения. Вводный мониторинг. Мы исследователи. Что такое исследование? Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Что можно исследовать? Объекты и основные методы исследований. Тренировочные занятие в определении проблем при проведении исследования. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Практическая работа.

Организационные вопросы. Проведение вводного мониторинга. Инструктаж по технике безопасности. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир :Исследование, его виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся по данной теме. Просмотр презентаций. Проведение опытов.

II. Раздел: Коллективная игра-исследование.

Теория. Отбор материала по теме исследования. Анализ игровой ситуации. Игры «Конструирование игровой площадки», «Жилой дом», «Историческое моделирование». Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать, давать определение понятиям.

Практическая работа.

Просмотр презентации. Просмотр видеофильма. Проведение экспериментов. Игры-проекты. Практические задания типа - "что сначала, что потом". Схемы исследования. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия наблюдение.

III.Раздел: Проект «Путешествие в Загадкино» 

Теория. Народные и авторские загадки. Изобразительные средства в загадках. Просмотр мультфильма.

Практическая работа. Работа над проектом в соответствии с этапами. Сочинение загадок. Выпуск плакатов и листовок. Создание группового проекта. Индивидуальные или   групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

IV. Раздел: Проект "Любимая игрушка"

Теория. Значение игрушки в жизни ребёнка. Исследования «Старинные игрушки», «современные игрушки». Просмотр и обсуждение презентации.

Практическая работа. Сочинение и чтение рассказов, стихов  об игрушках. Работа над проектом в соответствии с этапами.

V. Раздел: Проект «Знакомые незнакомцы»

Теория. Растения родного края. В царстве Природы. Легенды о растениях. Групповая и индивидуальная работа по темам исследований: рассматривание иллюстрации, чтение энциклопедий, проведение опытов, проведение занятий по теме исследования, обсуждение полученной информации.

Практическая работа. Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций. Работа над проектом в соответствии с этапами. Проведение опытов. Мини-проект.

VI. Проект «Города в России» 

Теория. Наша страна – Россия. Города России. Достопримечательности городов.

Практическая работа. Работа с картой Московской области. Заочная экскурсия «Достопримечательности моего города». Поход в краеведческий музей. Работа над проектом в соответствии с этапами. Выпуск плакатов. Создание группового проекта.

VII. Раздел: Подведение итогов.

Теория. Промежуточный мониторинг освоения программы. Итоговый мониторинг освоения программы.

Практическая работа. Проведение итогового мониторинга освоения программ. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Цели программы

Развитие творчески активной, разносторонне развитой личности обучающегося и создание условий для успешного освоения основ исследовательской деятельности.

Результат программы

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию  реализации программы:

-  иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

-  знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

-  уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-  уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

-  владеть планированием и постановкой эксперимента;

-  работать с научной литературой;

-  выполнять учебные рефераты, презентации;

-  самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы;

-  соблюдать правила поведения в природе;

-  ухаживать за комнатными растениями;

-  наблюдать за погодой, явлениями природы;

-  правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

-  участвовать в природоохранных акциях;

-  изготовлять поделки из природного материала.

Метапредметные результаты, которые получит обучающийся по итогам освоения программы:

-  интерес и потребность к приобретению новых навыков;

-  умение проявлять инициативу в творческой деятельности;

-  умение понимать причины успеха и неуспеха в своей работе;

-  развитые коммуникативные умения (работа в команде, умение оказывать и принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей, реагировать на справедливую и несправедливую критику, контактность др.);

-  проявление способности к обобщению, анализу, восприятию информации;

-  развитие речи, обогащение словарного запаса;

-  сформированная аккуратность при выполнении работ, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Личностные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы:

-  развитие самостоятельности, понимания личной ответственности за свои поступки;

-  мотивация к учебному   труду, дальнейшему  обучению в системе дополнительного общего образования;

-  проявление нравственных качеств;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

-  проявление чувства уверенности в своих силах, самостоятельность, инициативность;

-  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.

Особые условия проведения

В группу принимаются все желающие, специального отбора не производится.

Материально-техническая база

Оборудование:

Столы.

Стулья.

Шкаф.

Письменный стол.

Ноутбук.

Набор опытов "Юный эколог".

Микроскопы.

Лупы.

Химические реактивы.

Материалы, инструменты, приспособления:

Различного вида бумага.

Карандаши, линейки.

Ручки, ножницы.

Краски.

Фломастеры.

Стаканчики.

Компьютер, ноутбук, мультимедийное оборудование.

Библиотечка разнообразной методической и художественной литературы по исследовательской деятельности.

Коллекция открыток, ксерокопий, фотографий.

Стоимость

Возможна оплата сертификатом ПФДОД

Видео