Активисты школьного музея 2021-2023

Программа объединения «Школьный музей» предназначена для детей среднего и старшего возраста. Учебный процесс проходит в форме теоретических занятий, практических занятий в классе и музее, встреч с интересными людьми, жителями нашего города познавательных экскурсий, поездок, работа на страничке школьного сайта «Школьный музей», подготовка временных экспозиций музея, проведение «Музея одного дня».

Программа предусматривает широкое использование информационных технологий в музейной практике, ведение исследовательской и проектной деятельности школьного музея. Также в программе значительно расширен блок «Краеведческая работа школьного музея». Он включает более детальное изучение разделов родословие, моя школа, культурное и природное наследие родного края. Занятия могут проводиться с полным составом, с группой обучающихся (2-3 человека) или индивидуально при подготовке исследовательских работ к научно-практическим конференциям. Последовательность изучения тем может варьироваться. Программа адресована школьникам 13 – 17 лет. Принимаются все желающие без предварительного отбора.

преподаватели

Кобелева Ольга Леонидовна

Расписание

Срок и объем реализации программы: 1 год.

Форма обучения – очная.

Режим занятий: продолжительность занятий в течение учебного года составляет 72 часа (по 2 часа в неделю). 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час = 40 минут) с 15-минутным перерывом, с обязательным включением в структуру занятия физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Содержание программы

 1. Введение в музееведение. Музееведение в системе наук. Понятие о музее. Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология. Посещение школьного музея, государственных музеев. Встречи со специалистами.

2. История музейного дела в России

3. Краеведение и школьные музеи в России

4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети

5. Краеведческая работа школьного музея. Краеведение – краеугольный камень деятельности школьного музея. Музей – хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край. Методика составления родословного древа. Семейные реликвии. Краеведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры, искусства и др. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование, экскурсия, поход, экспедиция и др. исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа и др. Работа с людьми, встречи с ветеранами войны, опросы, переписка. Родословное древо. Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа, первых страниц семейной летописи. Выявление и описание наиболее ценных предметов из семейного наследия: различные документы, свидетельства, награды, письма, особо дорогие вещи, предметы домашнего быта. Запись воспоминаний, рассказов бабушек и дедушек о своей жизни. Проведение семейных вечеров. Работа по систематизации школьных музейных материалов.

6. Учёт и хранение фондов школьного музея. Понятие о фондах музея. Учётная документация школьного музея. Книга поступлений – основной документ учёта музейных предметов. Картотеки, их разновидности. Режим хранения. Световой, температурный, температурно-влажностный режимы хранения. Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с их фондами. Оформление музейной документации. Организация выставки и подготовка тематической экскурсии в школьном музее. Работа с экспонатами школьного музея.

7. Актив школьного музея. Совет и актив школьного музея. Распределение обязанностей в совете музея. Выборы исполнительных органов школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций и планирование работы школьного музея. Составление плана работы актива школьного музея.

8. Экспозиция школьного музея. Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Экспозиция – коллективный труд. Методы построения экспозиции. Порядок организации экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно-художественного проекта. Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка. Участие в работе по созданию экспозиции, выставки. Работа с экспонатами. Составление текста экскурсии. Организация виртуального путешествия для учащихся школы.

9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея. Аудитория школьного музея: учащиеся образовательного учреждения, жители района, гости. Формы массовой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, праздник и др. Экскурсия. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Сочетание рассказа и показа. Работа с переменным составом. Посещение государственных и школьных музеев. Составление текста экскурсии. Подготовка материалов музея для размещения на школьном сайте.

10. Литературные источники по краеведению и музееведению. Где искать литературу. Библиотеки, архивы, личные собрания. Принципы и приёмы работы с каталогами в библиотеке. Энциклопедии, словари, справочники, путеводители. Навыки работы с литературными источниками. Возможности Интернета. Работа в библиотеке, архиве. Работа со словарями и справочниками. Знакомство с местными СМИ, сайтами, посвященными истории своего города. Поисковые системы Интернета.

 

Цели программы

Формирование личности ребенка, как достойного гражданина своего Отечества, ориентированной на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России.

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны знать:

- основные исторические периоды;

- как использовать полученные знания в решении научно-практических задач;

- как работать с музейными картотеками.

Уметь:

- тренировать логическое мышление;

- развивать навыки самостоятельной работы;

- общаться в группе;

- готовить исследовательские проекты и представлять их.

Полученные в ходе реализации программы личностные качества:

- любовь к интеллектуальным занятиям;

- усидчивость и трудолюбие;

- любовь и трепетное отношение к прошлому своей малой родине.

Особые условия проведения

Программа реализуется в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. 

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет с посадочными местами (столы, стулья) на 15 мест.

2. Персональный компьютер, мультимедийная доска, презентации.

3. МФУ

4. Музейный фонд

Стоимость

Доступна оплата  сертификатом ПФДО