Родное слово

В программе уделяется особое внимание повышению уровня речевой культуры учащихся, поиску новых путей обогащения речи, формированию адекватного речевого поведения, воспитанию позитивного отношения к себе и окружающим, и, в целом, созданию образа грамотного, интересного, открытого для общения человека. 

Содержание программы способствует формированию языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

  Программа  включает следующие формы работы: лекционные и практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, проведение диагностических работ, занятия с использованием информационных технологий, элементы самоконтроля и взаимоконтроля, осуществление рефлексии.

преподаватели

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

Содержание программы

·         1.Вводное занятие

·         Теория: 1 час

Задачи программы «Родное слово».

Почему необходимо знать нормы современного литературного языка.

2. Умение работать с текстом.

Теория: 3 часа

Текст. Тема и основная мысль текста. Главная информация. Ключевые слова. Функциональные стили  речи. Средства связи предложений в тексте.

Практика: 3 часа.

Информационная обработка текста. Работа с языковыми явлениями,

предъявленными в тексте. Средства связи предложений в тексте. Анализ композиционной и смысловой целостности текста. Текст,  функционально-смысловые типы речи. Текст. Средства связи предложений в тексте..

3. Нормы русского литературного языка

•          Теория: 8 часов

Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Пунктуационные нормы. Трудные случаи правописания.

Трудные случаи пунктуации.

Практика: 9 часов.

Орфоэпические нормы. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Орфографические нормы: Орфография: правописание корней  и личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание приставок и суффиксов различных частей речи. Орфография: правописание НЕ и НИ. Орфография: слитное, раздельное, дефисное написание. Орфография: правописание -Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Синтаксические и пунктуационные нормы Знаки препинания в ССП и при  однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. Сложное предложение с различными видами связи. Синтаксический анализ текста.

4. Средства художественной выразительности речи

Теория: 2 часа

Изобразительно-выразительные средства речи.

Практика: 2 часа.

Художественные средства выразительности. Тропы. Переносное значение слов. Стилистические приемы. Синтаксические и лексические средства выразительности.

 

5. Лингвистическая конференция

                     Презентация  работ, посвящённых литературным нормам языка..

 

2 модуль

1.Вводное занятие

Теория: 0,5 часа

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Правила поведения на занятиях.

2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения

Теория: 3,5 часа

Проблема текста. Комментарий проблемы. Авторская позиция. Собственное мнение. Аргументация.

Практика: 3 часа.

Виды проблем. Как правильно сформулировать проблему. Что такое комментарий. Как писать комментарий. Требования к комментарию. Клише для комментария. Что такое позиция автора. Виды аргументации.

3. Лингвистический анализ текста

Теория: 10 часов

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Практика: 12 часов.

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

Комментарий  основной проблемы текста. Виды  и категории проблем, рассматриваемых  авторами в исходных текстах.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Заключительная часть сочинения.

4. Творческие работы разной стилевой направленности

Теория: 3 часа

Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного    стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.   Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля

Практика: 5 часов.

Создание сочинений различных жанров

.

 

Цели программы

 

- Гуманитарное развитие учащихся;

- Развитие творческих способностей личности;

- Овладение учащимися свободной письменной речью.

Результат программы

Личностные результаты:

- будут реализованы позитивные жизненные представления, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- обучающиеся будут подготовлены к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- обучающиеся будут подготовлены к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

- будет сформировано уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- будет воспитано уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

- будет формироваться нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- будет сформировано стремление к утверждению гуманистических ценностей, осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- будут развиты компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми

Метапредметные результаты:

- Регулятивные УУД

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

- Познавательные УУД

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

- Коммуникативные УУД

- осуществлять коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать и уметь:

- Основные функции языка.

- Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.

- Основные нормы русского литературного языка.

        К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

 - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

 

Материально-техническая база

·        Кабинет русского языка и литературы, компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер,парты, стулья, доска.