Занимательная грамматика

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им. Владеть словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика» является модифицированной.

преподаватели

Антонова Екатерина Валерьевна

Содержание программы

1.3. Содержание программы

1.         Вводное занятие. Что такое грамматика?       (2ч) 

Теория. Понятие «грамматика». Основные разделы русского языка.

Практика. Игры на внимание.

2.         Сказочное царство слов.  (4 ч)

Теория. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.

Практика. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Практика. Вопросы-шутки. Конкурс знатоков ударений, поговорок, телефонистов. Омонимы. Загадки-складки. Фразеологизмы.

3.         Путешествие в страну слов.  (2ч)

Теория. Знакомство с тематическими группами слов.

Практика. Игра «Слова - братья». Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

4.        Добрые слова.  (2 ч)

Теория. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».

Практика. Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

5.         Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык».      (2 ч)  

Практика. Буква заблудилась. Загадки. Безударные гласные. Омонимы-загадки. Загадки в стихах - антонимы. Синонимы. Ударение. Фразеологизмы.

6.         Игры со словами. Ребусы. Анаграммы            (2 ч).

Практика.  Решение и составление ребусов, анаграмм.

7.         В стране Всезнайки. Решение филвордов.       (4 ч)  

Практика. Угадай, из какой сказки. Школьные загадки. В стране Мультфильмии. Ребусы. Музыка и русский язык. Словострой.

Практика. Составление слов. Пословицы и поговорки. Решение филвордов

8.         Путешествие по истории слов.    (4 ч)

Теория. Почему так называется. Зри в корень (устаревшие слова). Какое слово моложе. Внимательные ли вы читатели.  Картинная галерея.

Практика. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки

9.         Игры со словами. Анаграммы.  (2 ч)

Теория.. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

Практика. Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка ).

10.         Искусство красноречия.  ( 2 ч)

Теория. Знакомство с понятием «красноречие».

Практика. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

11.       Игры со словами. Кроссворды.  (2 ч)

Практика.  Решение и составление

12.       Турнир знатоков русского языка.         (2 ч)

Практика. Путешествие по Фонетике, Орфографии, Лексике, Словообразованию, Морфологии.

13.       Игры со словами. Шарады.         (2 ч)  

Практика. Решение и составление шарад.

14.       Игра-соревнование «Умники и умницы»        ( 2 ч)

Практика. Пословицы, поговороки, скороговорки. Части слова. Части речи. «Блиц-опрос» «Остров Антиподов». «Слова-змейки».  

15.       В стране Сочинителей  (4 ч)

Теория. Беседа о рифмах.

Практика. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

16.       Веселый марафон.  (4 ч)

 Практика. Игры – кричалки. «Читалочка». «Объяснялка». «Подсказка». «Загадочный». «Знайка». «Конкурс поэтов». «Конкурс капитанов». «Отгадай пословицу».  «Поисковый». 

17.       Игры со словами. «Слова-змейки» (2 ч)

Практика.  Решение и составление

18.       Откуда пришли наши имена (2 ч)

Теория. Знакомство с происхождением имен.

Практика. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

19.       Брей-ринг «Его величество русский язык».    (2 ч)

Теория. Омофоны.

Практика. Пословицы. Ребусы. Загадки. Игра «Поиграем в шифровальщиков». «Третий лишний» 

12.       Игра «Поиграем в шифровальщиков»             (2 ч) 

Практика. Решение и составление заданий.

21.       Буква заблудилась.            (2 ч)

Теория. Лексическое значение слова.

Практика. Орфографические задачи. Игры со словами.

22.       Игра «Третий лишний»    (2 ч)

Теория. Правила игры.

Практика.  Игра «Третий лишний». Составление заданий к игре.

23.       Проектная и исследовательская деятельность.  (10 ч)

            Теория. Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью: тема, проблема, гипотеза. Оформление.

Практика. Работа над мини проектами и исследованиями.

23.       По страницам занимательной грамматики.   (6 ч)

Практика. Игры со словами. Конкурс.

 

Цели программы

Цель  - обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся; развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Результат программы

К концу обучения   обучающиеся                                                                                                должны знать, как:

- провести наблюдение;

- выполнить сравнение;

- построить простейшее доказательное высказывание;

должны уметь:

- четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- решать нестандартные задачи;

- применять полученные знания и умения в практической деятельности;

- решать нестандартные задачи (тесты, задания олимпиад);

- общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.

Личностные результаты

·       эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·       эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·       чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·       любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·       осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

пользоваться словарями, справочниками;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Особые условия проведения

 Материально-техническое обеспечение

• учеб­ный кабинет;          

• класс­ная доска, столы и стулья для обучающихся (СанПиН 2.4.4.3172-14) и педагога, шкафы и стел­лажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

• компьютер, прин­тер. 

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется педагогом дополнительного образования.

 

Материально-техническая база

Дидактическое обеспечение

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала необходимы следующие наглядные пособия: аудиозаписи, карточки, схемы, раздаточный материал, учебная литература, художественная литература.

 Материально-техническое обеспечение

• учеб­ный кабинет;          

• класс­ная доска, столы и стулья для обучающихся (СанПиН 2.4.4.3172-14) и педагога, шкафы и стел­лажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

• компьютер, прин­тер. 

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется педагогом дополнительного образования.